May 03, 2005 16:09
В чем особенность нашей культурной среды, почему из обычного ребенка она воспитывает «русского человека»?
....Роджерс называл это воспитанием через обусловленное позитивное внимание. Дети получают похвалу, внимание, одобрение и другие формы поощрения за поведение, которое от них ожидают значимые другие, особенно родители. Роджерс утверждал, что такое отношение к ребенку причиняет ущерб его становлению как полностью функционирующего человека по той причине, что ребенок пытается соответствовать стандартам других, а не определить для себя, кем он хочет быть, и добиваться этого.
В таких условиях ребенок начинает оценивать себя как личность (что ценно, а что не представляет ценности для него) только с точки зрения ценности тех действий, мыслей и чувств, которые получают одобрение и поддержку («условия ценности» по Роджерсу). Этот процесс приводит к формированию таких взглядов и оценок самого себя (Я-концепция по Роджерсу), которые находятся в полном несоответствии с чувственным (организмическим) опытом и, следовательно, не служат прочной основой для развития здоровой личности. Люди с таким воспитанием должны ограничивать свое поведение под постоянным контролем разума, так как их чувственный мир часто толкает их к поведению, запрещенному воспитанием.
Следствие этого - потеря непосредственности в поведении, невозможность полного и открытого взаимодействия с окружающими. Такие люди легко поддаются манипулированию. Например, воспитанному так мальчику сверстники могут сказать «Не будь девчонкой, иди и сделай это». И тогда ребенок, чтобы получить похвалу от сверстников, может сделать то, что ему не свойственно. Все это и есть образ «русского человека». А та самая душа, которую открывают на распашку только своим, в силу её легкой ранимости - это и есть истинная, но не развитая и неокрепшая личность человека, придавленная навязанной из вне Я-концепцией....
Я - концепция,
pазмышления о «русском человеке»