Фильм оригинальный, крепкий, очень хороший - но не шедевр. Сидел в кинотеатре и фиксировал несомненные достоинства, только что в книжечку не записывал, но в большую радость они так и не сложились. А хотелось. Правда.
Как дебют фильм почти зашкаливает. Это кино будут помнить, цитировать, оно будет влиятельным, может быть, даже за пределами жанра. Плюс безусловный коммерческий успех - фильм «отбил» свой бюджет уже в первый уикэнд проката.
Однако.
На мой взгляд, Бломкампу не хватило авторской хватки. Начало у фильма очень цельное, ни на что не похожее, игра со зрителем идёт жесткая и бескомпромиссная, практически без скидок на жанровые условности. Тема взята - и взята мощно. Зрительный зал ждёт такого же продолжения. Оркестранты делают глубокий вдох и смотрят на дирижера.
А тот вдруг улыбается и расслаблено машет им палочкой.
И начинаются жанровые штампы. Брызги таинственного биоактивного препарата в лицо. Скоростная мутация человека в инопланетный организм. Шаттл, закопавшийся под землю. И так далее. Ребята, ваша история не требовала таких упрощений. Ребята, вы пошли на поводу у чрезмерного желания понравиться зрителю. Вы добровольно, своими руками перевели фильм в категорию чисто жанрового кино - да, слегка чернушного, но чернуха уже давно перестала быть синонимом нонконформизма. Сила художественного высказывания обратно пропорциональна компромиссам, на которые вы соглашаетесь. Вы потеряли силу, ребята.
При том, что Бломкамп развивает сюжетную историю внятно и последовательно и уверенно держит тему до самого финала, фильм перестаёт быть живым. Заканчивается зрительская эмпатия, экранные события начинают восприниматься отстраненно. Всплывают просчитанные чисто мелодраматические ходы, с точки зрения темы совершенно избыточные - ребенок-инопланетянин, например, или бессмысленное стремление корпоративных медиков расчленить абсолютно уникальный живой образец. Ребята, вы перепутали. Вы начали говорить на языке художественного кино, а съехали на пошловатый жанровый жаргон.
Всё хорошо, что уместно. И хорошего в «9-м районе» много, повторюсь, это очень достойное кино. И я вполне понимаю жесткую установку на прокатный успех (впереди маячат съёмки «Halo», который программируется как проект года, и там коммерческий прокол будет недопустим). Я вполне понимаю, ребята, откуда вылезло это жанровое соглашательство. Но оно вылезло, ребята, и из-за него ваш фильм, как и Викус Ван Де Мерве, мутировал, изменил свей природной сущности.
Но если Викус мутировал внешне, бережно сохранив свою человеческую природу, то вы в какой-то момент пожертвовали внутренней цельностью. Художественной, не духовной. Викус поставил свою внутреннюю идентичность выше видовой идентичности, а вы своё уникальное, по-настоящему интересное авторское видение разбавили попсяной водичкой. Чувствуете ступеньку?
Ребята, не спотыкайтесь так больше и поймите меня правильно. Я искренне радуюсь за то, что у вас получилось. Вы всё умеете. Вы молодцы. Но компромиссов больше не надо. Хватит с нас кошачьего корма.
Выжато из блога
Записки дюзометриста, комментируйте хоть тут, хоть
там. Welcome!