«Харакири» / «Harakiri» (1919)

Feb 13, 2012 15:30



Один из первых фильмов молодого Фрица Ланга - уже не проба пера, но пока не мастерство. Непритязательная вольная экранизация, более-менее верная сюжету драмы Джона Лютера Лонга И Дэвида Беласко «Мадам Баттерфляй». Эрих Поммер поручил эту постановку Лангу, вероятнее всего, потому что тот успел до войны поездить по свету и некоторое время жил в Японии, так что в особенностях тамошнего быта и обычаев ориентировался. Возможно, даже привёз какие-то эскизы (которые, впрочем, вряд ли пережили Первую мировую).

Так или иначе, для малоопытного режиссёра «Харакири» поставлен твёрдой и верной рукой и с хорошим знанием материала. Насколько позволили средства, Ланг обеспечил аутентичность костюмов и интерьеров, даже научил актеров пластике традиционных японских походок. Лица, увы, у всех персонажей остались неприкрыто европейскими - Лиль Даговер в главной роли даже в тяжёлом гриме не сошла бы за восточную женщину, а Георг Йон, Рудольф Леттингер и Пауль Бинсфельдт - за восточных мужчин. Но, несмотря на столь явную «подтасовку», фильм смотрится как довольно органичная экзотическая драма, а его сюжетная «закольцовка» в контексте тогдашних европейских споров звучит как парадоксальное утверждение женской эмансипации (ведь О-Таке-Сан делает тот же мужественный выбор, что и её благородный отец-даймё).

Кстати, из этого фильма становится понятно, откуда в гораздо более позднем и чисто «европейском» по антуражу «Метрополисе» появилась чисто «японская» по звучанию Йошивара: именно так в «Харакири» называется прибрежный городок с домом гейш, где О-Таке-Сан скрывается от садистически настроенного (из песни слов не выкинешь, однако) настоятеля буддистского храма.

Выжато из блога Записки дюзометриста. Комментируйте хоть тут, хоть там. Welcome!

Фриц Ланг, Немое кино, fritz lang, Отзывы

Previous post Next post
Up