Чудо Борромини

Jul 01, 2012 18:09

Мой ученый приятель, вернувшись из своей первой поездки в Рим, где у него был лишь один свободный день на осмотр города, и который он весь посвятил знакомству с архитектурой барокко, сказал мне:
- Они не люди!
- ???
- Люди так строить не могут!

Эти слова я вспоминала в Риме в Сант’Иво алла Сапиенца, может быть, самом фантастическом храме, построенном Франческо Борромини.






Сант’Иво был заключительным аккордом дня, который у нас спонтанно превратился в паломничество по барочным церквям Рима. И это был самый необычный и самый прекрасный из десятка знаменитых храмов. В его интерьере не было ни иллюзионистической живописи, ни пафосной скульптуры, ни позолоты. В нем просто струился божественный свет, а архитектура воспринималась, как взмах ангельских крыльев.
Попасть в этот храм можно не всегда. Зимой он открывается лишь на несколько часов в неделю. Поэтому большинству путешествующих он известен лишь своим завершением, которое хорошо видно с холмов или с площади Сант-Эустакио, что неподалеку от Пантеона.




Спираль, придуманная задолго до Башни III Интернационала Татлина! И такая изящная, с ажурным завершением! Сант’Иво Борромини построил в середине XVII века (1642-1660). Спираль словно ввинчивается в римские небеса и делает зримым наш путь к горнему миру.




Стоит присмотреться к ордерным деталям храма. Волюты в капителях Борромини обращены внутрь, а не наружу. Они скручиваются, а не раскручиваются, как в классическом ордере! Место иоников заняли ангельские головки.




Снаружи купол почти не читается. Только разрез показывает, как все устроено на самом деле:



http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/b7/SantIvo_Drawing_04.jpg

Внутреннее пространство целостно. Пилястры большого ордера помогают нашему взгляду двигаться вверх. Их каннелюры сродни тонким готическим колонкам, за которыми скрыты мощные столбы.




Стена напоминает гармошку. Вогнутые и выпуклые детали постоянно спорят друг с другом, растворяя ее тяжесть прямо на глазах.




В классический декор постоянно вплетаются символические детали. Сапиенца - это мудрость. В «Истории западноевропейской архитектуры» Дэвида Уоткина я вычитала, что символические элементы: звезды, пальмовые ветви, венки из листьев дуба и лавра отсылают нас к храму царя Соломона, мудрость которого была легендарной.




Сложные профилировки просто завораживают. И все это на вогнутых или выпуклых поверхностях.




Как бы ни были прекрасны отдельные детали, важнее всего ощущение пространства, охватывающего нас. Глаза невольно все время поднимаются вверх, к куполу.




Воспарить к небесам помогает световая композиция: чем выше, тем больше света льется из окон.




Строительство храма велось при нескольких папах. План храма, построенный на двух треугольниках, напоминал современникам архитектора форму пчелы, династического символа папы Урбана XVIII из рода Барберини. Этот папа назначил Борромини в 1632 году университетским зодчим. В куполе мы видим горки рода Киджи, к которому принадлежал папа Александр VII. При нем храм был завершен.




Так выглядит пол храма:




А так вымощен двор университета:




Церковь Борромини, которая, кстати, сначала была посвящена Св.Евстафию, а уже потом, по предложению архитектора стала носить имя Св.Иво Бретонского, встроена в сложившийся университетский комплекс.



http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/24/SantIvo_Drawing_05.jpg

Университет начал создаваться еще при папе Льве X. Некоторые исследователи, как пишет в своей книге об архитектуре Возрождения В.Лисовский, связывают университетский двор с именем Микеланджело. Потом строительством до его окончания в 1602 году руководил Джакомо дела Порта.




В дни, когда храм закрыт, во дворе тихо и пустынно.




Университет покинул исторические стены еще при Муссолини. Сейчас здесь располагается государственный архив.




На стенах верхнего этажа можно увидеть пчел Барберини.




А ниже изображен дракон, напоминающий еще об одном папе - Григории XIII.


Рим, Борромини, Италия

Previous post Next post
Up