«Passion of Joan of Arc, The», 1928. Безусловный шедевр К. Т. Дрейера

Dec 17, 2010 21:04




«Страсти Жанны д’Арк» - один из сильнейших немых фильмов. Снял его датский режиссёр Карл Теодор Дрейер. Жанну играет Мария Фальконетти. К сожалению, после этого фильма Фальконетти больше никогда в кино не снималась - слишком велико было эмоциональное потрясение от съемок.
Сюжет картины прост. На основании подлинных документов Дрейер восстановил допрос Жанны и сцену её казни.
Практически весь фильм построен на лаконичных и очень агрессивных крупных планах лиц Жанны и её судей. Не легко половину экранного времени смотреть на страдающее лицо бедной девушки. В каждом кадре Фальконетти удивительно раскрывается, она искренне сопереживает своей героини, по-настоящему плачет и теряет сознание. На время съемок Жанна стала вторым, если не первым «я» Фальконетти. Дрейер заставляет свою актрису полностью выложиться, чувствуешь её обнажённую, вывернутую наизнанку душу. Окружают Жанну безжалостные ханжи, отъевшиеся святоши, которые постепенно с помощью логических ухищрений загоняют девушку в угол. Крупные планы судей навеяны фильмом «Ведьмы» Б. Кристенсена.



После допроса следует мрачная мракобесная сцена издевательств над Жанной английских солдат. Они уподоблены сценам издевательств римских солдат над Иисусом. Не зря фильм назван «Страсти…». В фильме очень много параллелей с Библией. Потом Жанну ведут на пытки. Здесь помимо крупных планов лиц, появляются опять же очень лаконичные крупные планы пыточных орудий.
Но самой страшной оказывается сцена казни, ибо к страданиям Жанны на костре добавляется жестокое избиение английскими солдатами мирной толпы французов, безоружных женщин и детей, снятой с весьма необычных и интересных ракурсов.
«Страсти Жанны д’Арк» - нетленное творение Дрейера, соединившее очень интересную и характерную операторскую работу с глубоким религиозным содержанием и актёрской игрой на грани человеческих возможностей!

P.S. «Нетленный» - здесь очень уместный эпитет. Фильм считался утраченным, пока не был случайно найден в 1981 г. в психиатрической клинике в Осло. Хотелось бы сказать, что негативы не горят, но на самом деле наоборот.
«Страсти» - редкое исключение. Колоссальная часть наследия немого кино сгорела и была утрачена навсегда.

1920s, silent, france, carl theodor dreyer, cinema

Previous post Next post
Up