«Marius», 1931. Первый фильм трилогии Марселя Паньоля

Mar 09, 2012 21:01




«Мариус» был поставлен Александром Кордой по пьесе Марселя Паньоля и в тесном сотрудничестве с драматургом. Всё действие «Мариуса» проходит в маленьком марсельском баре, которым управляет вдовец Сезар (Раймю). Он пытается во всём контролировать своего взрослого сына Мариуса (Пьер Френе). мариус грезит морем, мечтает стать моряком и отправиться в дальнее плавание. Из-за этого он медлит с объяснением в любви лоточнице Фанни (Оран Демази), которая продаёт морепродукты прямо у входа в бар Сезара. Чтобы Мариус проявил свои чувства, Фанни делает вид, что согласна выйти замуж за богатого вдовца Панисса (Фернан Шарли). Это вызвает дикую ревность Мариуса, но не приводит к развитию отношений молодых людей. Когда Мариусу выпадает возможность наняться матросом, он всё-таки находит в себе мужество отказаться. Эту ночь он проводит с Фанни. Об этом узнают мать Фанни и Сезар. Они ведут разговор о браке. Сезар убеждает сына стать, наконец, мужчиной и жениться. Однако Фанни, чувствуя, что тяга к морю в Мариусе неистребима, жертвует своей любовью и отпускает его в плавание. Задерживая Сезара, пока Мариус бежит к кораблю, Фанни до тех пор обсуждает с ним перестановку мебели в доме Сезара после свадьбы, пока не падает в обморок.



Прекрасная драма, знаменующая постепенный приход «поэтического реализма» и открывающая тридцатые годы - неимоверно плодотворные для всего французского кинематографа. При этом с чисто кинематографических позиций «Мариус» представляет собой телеспектакль и характеризуется минималистским киноязыком. Статичная камера, минимум разнообразия в монтаже и выразительности кадров, одна единственная декорация и минимум музыки. Всё это компенисируется прекрасными диалогами и удивительно тонкой и глубокой актёрской игрой всей труппы. Актёрский ансамбль поистине совершенен. При этом пьеса не концентрируется на основной сюжетной линии Мариуса и Фанни, с которой связаны лучшие сцены фильма, а разбавляет эту лирическую драму отменными комическими сценами с участием побочных персонажей. Большой ценностью являются эти тонкие переходы от комического к драматическому, которые чередуются вплоть до финала, в котором максимально раскрываются Пьер Френе и Оран Демази. Эволюционно фильм вполне соответствует общему настрою тридцатых. Последние годы немого кино были отмечены богатейшим и выразительнейшим киноязыком, а в тридцатые годы порой режиссёры во главу угла ставили разговоры.

alexander korda, france, marcel pagnol, 1930s, cinema

Previous post Next post
Up