«You Can’t take It with You», 1938. Первый фильм Фрэнка Капры с Джеймсом Стюартом

Jan 13, 2012 20:33




«С собой не унесёшь» - комедия Фрэнка Капры, развивающая идеи и приёмы фильма «Мистер Дидс переезжает в город». Нью-Йоркский магнат Энтони П. Кирби (Эдвард Арнольд) близок к тому, чтобы стать монополистом по производству оружия, что очень важно в преддверии надвигающейся войны. Для окончательной победы Кирби осталось скупить все здания в 12 кварталах Нью-Йорка, которые окружают фабрику его последнего конкурента. Его риелтор не смог купить всего одно здание - дом чудаковатого дедушки Мартина Вандрехофа (Лайонел Бэрримор). Дело в том, что Вандерхофа не интересуют деньги. Когда-то он был успешным дельцом, но вовремя сумел остановиться и навсегда прекратил жить ради денег. Он принципиально не платит налоги и считает, что каждый должен делать то, что приносит ему удовольствие. Его многочисленные домочадцы в свой удовольствие занимаются музыкой, танцуют, делают фейерверки и игрушки, пишут пьесы и т. д. При этом его внучка Элис (Джин Артур) работает секретарём у сына мистера Кирби - Тони (Джеймс Стюарт). Молодые люди не на шутку влюблены друг в друга. Мистер Кирби готовит из сына наследника корпорации, но тот пока весьма прохладно относится к делам бизнеса.
Однажды Элис упрашивает Тони привести его родителей к ним домой. Напыщенному мистеру Кирби и его жене оказывают мягко говоря странный приём. Они ощущают себя в зоопарке или в сумасшедшем доме, настолько их ужасает раскованная атмосфера дома Вандерхофа. Когда Кирби собрались бежать к себе домой, в дом ворвалась подосланная риелтором полиция и арестовала всех присутствующих за нелегальное изготовление фейерверков. В общей камере в ожидании суда Кирби с мрачным лицом выслушивает увещевания Вандерхофа, который утверждает, что друзья гораздо важнее денег. На судебном процессе Элис ужасает лицемерие кичащейся своим происхождением будущей свекрови, которая в присутствии журналистов отказывается признать, что они приходили смотреть на невесту сына.
Элис сбегает в деревню. Вандерхоф продаёт дом, чтобы переехать к ней. Конкурент Кирби умирает от инфаркта, Кирби готовится поставить сына во главе крупнейшей в мире оружейной монополии. Неожиданно Тони сообщает отцу, что покидает его и его компанию, чтобы жить своей жизнью. Он отправляется к Вандерхофу, чтобы любой ценой выбить из него сведения о местонахождении Элис. Элис как раз в это время приезжает к деду - она с ужасом узнала, что тот продал свой дом. А вскоре заявляется и сам мистер Кирби, который во вермя понял, что надо остановится - всех денег с собой не унесёшь.



Капра снял очередную жизнеутверждающую сказку, коих он снимет много, одна другой краше, пока не дойдёт до своего абсолютного шедевра: «Жизнь прекрасна». В фильме «Мистер Дидс переезжает в город» Капра осуждал тягу к деньгам и воспевал независимость от них. В «С собой не унесёшь» он развивает тему и проводит мысль о том, что большие деньги несовместимы с друзьями - одной из главных человеческих ценностей. Как и в фильме «Мистер Дидс переезжает в город» режиссёр ловко балансирует на грани достоверности и нежизненности, тонко подводя мистера Кирби к его финальному решению. При этом хитрый Капра не занимает жёстко позицию мистера Вандерхофа. Фраза мистера Кирби о том, что хорош будет мир, в котором все люди будут ходить в зоопарк и заниматься любимым делом, повисает в воздухе и не смывается полностью оптимистичным финалом. Но Капра и не даёт универсальных рецептов по спасению мира. Этот фильм по сути посвящён прежде всего спасению души одного единственного человека - Энтони П. Кирби. С него фильм начинается и заканчивается. Мощный актёрский дуэт Лайонела Бэрримора и Эдварда Арнольда и их парные сцены - центр картины, задвигающий назад, например, Джеймса Стюарта и не имеющий аналогов в «Мистер Дидс переезжает в город». При этом Капра, как и в «Мистер Дидс переезжает в город», умело ставит как сцены с огромным количеством действующих лиц, так и диалоги, вроде блестяще снятого последнего диалога старшего Кирби с младшим.

P. S. Для Лайонелла Бэрримора это один из последних фильмов, в которых он ходит. Из-за последствий серьёзного артрита в дальнейшем он снимался в инвалидной коляске («Жизнь прекрасна», «Дуэль под солнцем»)

james stewart, frank capra, 1940s, usa, cinema

Previous post Next post
Up