«Nattvardsgästerna», 1963. Вторая часть спиритуальной трилогии И. Бергмана

May 31, 2011 20:48




Действие «Причастие», как и действие фильма «Сквозь тусклое стекло» укладывается в один день: от одной церковной службы до другой. Пастор маленькой церкви Томас Эрикссон (Гуннар Бьёрнстранд) страдает от потери веры, произошедшей с ним после смерти жены четыре года назад. Томас верит в Бога, но не в того Бога, в которого ему хотелось бы верить. Он механически исполняет необходимые ритуалы, но не может ничего дать прихожанам. После службы к нему приходит многодетная семейная пара: Йонас (Макс фон Зюдов) и Карин (Гуннель Линдблюм). Йонас потерял интерес к жизни, узнав, что китайцы могут создать атомную бомбу и использовать её. На него не подействовала речь Томаса и через пару часов Йонас застрелился. Событие потрясло Томаса и сподвигло его на откровенный разговор с местной учительницей Мартой (Ингрид Тулин). После двух лет отношений Томас признался Марте, также страдающей от маловерия, в том, что не любит её, рассказал её все свои недостатки. Заканчивается фильм тем же, чем и начинается - службой, которую Томас проводит уже с другим настроением.



Ингмар Бергман окончательно утвердился в новом направлении своего творчества - религиозно-экзистенциальном. «Причастие» - один из самых личных и любимых фильмов Ингмара Бергмана, отражающий внутренние сомнения самого режиссёра. Фильм красиво снят Свеном Нюквистом и хорошо разыгран традиционной труппой Ингмара Бергмана. При всех своих достоинствах и глубоком погружении в религиозные вопросы, на мой взгляд, фильм с художественной точки зрения слабее, чем «Сквозь тусклое стекло». Некоторые вопросы ставятся очень «в лоб», что удалось изящно сделать только Карлу Теодору Дрейеру в гениальной картине «Слово», до уровня которой Бергман на 1963 год не дорос.

Gunnar Björnstrand, 1960s, ingrid thulin, ingmar bergman, max von sydow, sweden, cinema

Previous post Next post
Up