К девятому мая я посмотрел два трёхчасовых фильма о Второй мировой войне, которые, находясь в разных весовых категориях, на равных в один год боролись за главные призы Американской академии киноискусства.
«Пушки Наварона» - дорогой и амбициозный проект продюсера Карла Формана. Сначала он пригласил режиссёром Александра Макендрика, а потом заменил его на Дж. Ли Томпсона. Сюжет фильма не имеет отношения к реальным событиям войны. На одном из островов Эгейского моря оказались отрезаны две тысячи британцев. Проход к острову охраняют суперсовременные крупнокалиберные орудия с радарным наведением, спрятанные немцами в неприступной пещере на острове Наварон. Маленькой группе спецназа предстоит взорвать пушки, чтобы эсминцы союзников могли освободить британцев. На самоубийственное задание снаряжают шестерых: блестящего скалолаза и знатока немецкого капитана Кейта Меллори (Грегори Пек), его старый знакомый, знаток местных островов, полковник Андреа Ставрос (Энтони Куинн), сапёр капрал Миллер (Дэвид Нивен), мастер ножевого боя «Мясник» Браун (Стэнли Бейкер), маниакальный убийца и уроженец Наварона рядовой Спирос Паппадимос (Джеймс Даррен) и командир отряда майор Рой Франклин (Энтони Куэйл). Отряду спецназа придётся забраться по неприступным скалам на остров. войти в контакт с греческим сопротивлением, найти предателя в своих рядах и даже намеренно отдать майора под немецкие пытки, чтобы отвлечь основной гарнизон Наварона сведениями о ложной атаке союзников.
«Пушки Наварона» - попытка снять развлекательный боевик. При достаточно большом для своего времени бюджете, качество спецэффектов оставляет желать лучшего. Видимо, деньги в основном ушли на аренду большого количества техники и сокрушительный финальный взрыв, который резко контрастирует с некачественными комбинированными съёмками других эпизодов. Ритм повествования также далёк от идеала. Динамизму картины не соответствует общий хронометраж и затянутость отдельных, пусть и напряжённых, сцен. Карл Форман, писавший сценарий, разумеется, попытался разбавить стрельбу и взрывы драматизмом и заставил своих героев решать моральные задачи, вроде усталости от убийств, необходимости собственноручного убийства предателя, сдачи раненного майора немцам или необходимость работать бок о бок с человеком, виновным в смерти твоей семьи. Однако, эти проблемы не всегда достаточно хорошо проработаны, а порой кажутся надуманными. Проблема фильма в том, что это не драма, фоном которой является война (примеров таких удачных фильмов много), а военный боевик с недостаточно характерными персонажами, которому придали некоторые драматические черты.