После попытки снять великий роман М. Шолохова в 1939 году, за «Тихий Дон» сразу после смерти И. Сталина взялся Сергей Герасимов. Он снял пятичасовую эпопею с серьёзным подготовительным этапом, в ходе которого актёры жили в бытовых условиях, приближённых к годам Гражданской войны. Картина получилась достаточно неровной, что неудивительно при таком размахе.
Первая серия исключительно хороша, действие сконцентрировано вокруг любовных стремлений главного героя романа казака Григория Мелехова (Пётр Глебов) к замужней казачке Аксинье (Элина Быстрицкая). Отец Григория Пантелеймон Прокофьевич (Даниил Ильченко) протестует против адюльтера и насильно женит Григория на казачке Наталье (Зинаида Кириенко). В ответ Григорий сбегает с Аксиньей, но события Первой мировой войны разлучают пару на многие годы.
Вторая серия посвящена преимущественно Первой мировой войне и посвящена прежде всего боевым действиям и политическим разговорам. Она гораздо слабее первой, баталист из Герасимова не очень хороший, а в кадрах революционных выступлений напрашиваются сравнения с такими мэтрами немого кино, как
С. Эйзенштейн и
А. Довженко. И сравнения эти сильно не в пользу Герасимова.
Третья серия полностью посвящена событиям Гражданской войны, когда хутора постоянно переходили из рук в руки, брат пошёл на брата, Григорий метался от белых к красным и наоборот, и смерть зачастила в дом к Мелеховым. Жених сестры Григория Дуняшки убил его брата Петра; жена Петра Дарья довела до смерти Наталью рассказами о новых изменах Григория, вернувшегося к жене, после чего утопилась, не выдержав груза вины; отец Григория умер из-за войны, а мать пошла умирать, когда поняла, что её дочь выходит замуж за убийцу его сына. Аксинью убил красный патруль, когда она бежала вместе с Григорием от ревтрибунала. Третья серия наполнена хорошо переданным опустошением, вымиранием страны в ходе братоубийственной войны. Единственный недостаток третьей серии - периодически встречающаяся не всегда оправданная сериальная затянутость в диалогах.
Два главных недостатка картины - слабая середина и не очень выразительная работа оператора (вкупе с традиционно плохой цветной плёнкой) полностью меркнут по сравнению с двумя главными достоинствами: максимально достоверной передачей быта и обычаев донских казаков и очень серьёзной актёрской работой. При всём многообразии героев этой масштабной картины в фильме нет практически ни одного слабого образа, даже в эпизодах! Все персонажи исключительно жизненны и достоверны, соответствуют своим поведением своему статусу. Особенно хороши консервативные, умудрённые годами старики Мелиховы и сам Григорий, здорово меняющийся по ходу действия фильма.