«Smultronstället», 1957. Ингмар Бергман меняет направление

Mar 28, 2011 16:32




«Земляничная поляна» Ингмара Бергмана - история одного дня из жизни профессора Исака Борга (Виктор Шёстрём). Исак Борг скучен, эгоистичен и одинок. Он ругается со своей экономкой Агдой (Юллан Киндал), от которой находится в зависимости, не имеет нормальных отношений с сыном Эвальдом (Гуннар Бьёрнстранд), давно потерял жену. Ему 78 лет, во сне он видит часы без стрелок и себя в гробу. Вопреки желанию Агды он отправляется в Лунд на вручение почётной степени на машине. С ним едет невестка Марианна (Ингрид Тулин). В дороге она упрекает его в эгоизме и жестоком отношении к сыну, который как и отец стал со временем чувствовать себя живым мертвецом.
Исак заезжает в место, в котором провёл детство. Он сидит на той же земляничной поляне, на которой собирала землянику его возлюбленная кузина Сара (Биби Андерссон), вышедшая потом замуж за его брата, и становится в своих воспоминаниях незримым свидетелем обеда в чопорной и строгой многодетной семье, в которой вырос. По дороге в Лунд Исак встречается со своей старой матерью и после подбирает попутчиков. Сначала он взял в машину троицу молодых людей. Девушку Сару (всё та же Биби Андерссон) с двумя молодыми людьми: Андерсом и Виктором. Они всё время спорят о Боге, до драки, и ухаживают за Сарой. Сара девственница и курит трубку. Она очень похожа на кузину Исака. Потом Исаку пришлось подобрать семейную пару средних лет, но после склочного душевного стриптиза их пришлось высадить, дабы они не развращали молодёжь, находящуюся в машине.
В Лунде Исаку снится ещё один сон. Он снова встречается с Сарой, а потом попадает на страшный экзамен, на котором его обвиняют в некомпетентности и бессердечии. после награждения Исак пытается как-то растопить лёд между собой и сыном и Агдой, но у него это не очень получается. В третьем, финальном сне, Исак снова возвращается в безоблачное детство.



«Земляничная поляна» разительно отличается о предыдущих картин Бергмана, разобранных здесь. Если до этого режиссёр снимал фильмы прежде всего о проблемах семейных взаимоотношений, то «Земляничная поляна» - психоаналитическое копание старика в своём прошлом, в своём характере, в отношениях с родными и близкими. В предыдущих фильмах действовали пары, здесь же герой один, а все поступки всех остальных людей рассматриваются через призму жизни самого Исака Борга. На главную роль Ингмар Бергман пригласил легенду шведского кинематографа - 78-летнего режиссёра Виктора Шёстрёма, снявшего такой шедевр немого кинематографа, как «Ветер». Пожилой режиссёр прекрасно справился с поставленной задачей. В «Земляничной поляне» слышны отголоски гениальной и актуальной до наших дней «Скучной истории» А. П. Чехова. Фильм представляется очень стройным и гармоничным по форме. Тесно переплетая три плана реальности: сон, настоящее и воспоминания, Бергман позволяет зрителю вместе с Исаком Боргом пройти насыщенный ключевыми для понимания характера главного героя встречами и переосмыслить перед смертью прожитую профессором долгую жизнь, полную ошибок.

Gunnar Björnstrand, ingrid thulin, ingmar bergman, 1950s, victor sjostrom, max von sydow, sweden, cinema, bibi andersson

Previous post Next post
Up