Jan 12, 2016 19:05
"Брат" при повторном просмотре произвел гораздо более сильное впечатление, чем n лет назад.
Жизнь Питера 90-х - с вездесущими ларьками и рынками, неденоминированными рублями, CD-плеерами, с наркоманами, алкоголиками, рэкетирами и новыми русскими в малиновых пиджаках, с раздолбанными трамваями, коммуналками и обшарпанными парадными в двух шагах от Спаса-на-Крови... Целая эпоха в одном фильме.
Национализм и ксенофобия, свойственные Даниле... 90-е ушли в прошлое, однако подобные настроения никуда не делись - и, больше того, стали доминантой массового сознания. Возможно, в чем-то именно благодаря "Брату", который большая часть аудитории поняла как восхваление справедливого русского киллера-шовиниста. Но на самом деле - таким ли абсолютно положительным выглядит герой, как мне думалось в подростковом возрасте?
И вообще, фильм далеко не так прост, как кажется на первый взгляд. Вот, к примеру, почему "немца" зовут Гофман? Нет ли в "Брате" других отсылок к литературной и иной культурной традиции - в частности, сказочной?
А еще эта атмосфера щемящей тоски и безысходности, пронизывающая весь фильм...