Любят у нас в европах говорить о Турции, как о положительном примере хороших, умеренных мусульман. Хотят даже в ЕС принять. Но тут на днях выяснилось, что "Майн кампф" Гитлера стала турецким бестселлером, конкурируя с романом о войне Турции с Америкой.
Подробнее под катом
Автобиография Адольфа Гитлера Mein Kampf вошла десятку бестселлеров турецкого рынка печатных изданий, что вызвало смятение в местной еврейской диаспоре и смешанные чувства в посольстве Германии. Однако, не смотря ни на что, турецкое правительство отказывается запрещать настольную книгу антисемита.
Как сообщает Reuters, на просьбу прокомментировать происходящее пресс-секретарь правительства Кемаль Сесек заявил следующее: «Мы не можем допустить предубеждений против людей другой расы. Подобного никогда не было ни в турецкой культуре, ни в турецкой истории. Позиция Турции по этому вопросу совершенно очевидна - никакого расизма в нашей стране нет». Проще говоря, секретарь уклонился от ответа.
В частном же порядке представители турецких властей говорят, что у них свободная страна и государство не должно диктовать своим гражданам, что им читать.
Рост популярности книги Гитлера власти, кажется, совершенно не беспокоит, хотя турецкий перевод автобиографии фюрера уже два месяца держится в верхних строчках лидеров продаж и только в последнее время вышло два новых издания в мягком переплете.
В связи с необъяснимым поведением турецких читателей все попали в неудобное положение. Неловко чувствует себя Германия - главный сторонник вступления Турции в Евросоюз. Гражданами родины автора книги являются более полумиллиона турок, не считая тех, кто приехал гастербайтером или нелегально. Предположение, что они читают «Mein Kampf» так же страстно, как их соплеменники в Стамбуле, не добавит хорошего сна немецким политикам.
Неловко чувствуют себя и турецкие власти. Вступление в Евросоюз не предполагает таких мер, как государственная цензура, но и фашистского бестселлера тоже не предполагает.
Самое парадоксальное во всем этом то, что никто не подозревает турков в антисемитизме: подобные настроения были здесь слабыми даже в эпоху Оттоманской империи. Отношения же Турции и Израиля всегда были самыми сердечными. Даже когда в 1996 году к власти пришло исламское правительство, сразу после выборов было подписано соглашение с правительством Нетанияху о военном сотрудничестве. Кроме того, книга Гитлера свободно продается во многих странах, в том числе США.
Но наиболее неудобный момент для всех в этой истории - вопрос о геноциде армян, который Турция до сих пор отказывается признавать.
Утверждая, что его страна никогда не знала расистских настроений и эксцессов, пресс-секретарь правительства в очередной раз недвусмысленно намекнул, что позиция Турции по этому вопросу остается прежней - уничтожения полутора миллионов армян никогда не было.
Это упорство тоже, отчасти, связано с Евросоюзом. Признав геноцид, турки не только официально получат клеймо душегубов, но и будут погребены под исками о возмещении имущественных и моральных потерь. Войдя в европейскую семью народов, отказаться удовлетворить такие претензии будет неудобно.
Что же касается популярности книги Гитлера, то аналитики предполагают в качестве причины рост антиамериканских настроений в стране после вторжения сил коалиции в Ирак. Хотя Турция остается одним из самых верных союзников Америки, тем не менее изданием, опередившем «Мою борьбу» в списке бестселлеров, стала книга «Стальной шторм». В этом фантастическом романе описывается вторжение Америки в Турцию, которое, разумеется, заканчивается бесславным поражением агрессора: турецкие суперагенты проникают в сердце врага и взрывают атомную бомбу в Вашингтоне.
"Газета.ру",
29.03.2005