Главное отличие ВИА от рок/поп-группы

Jun 10, 2024 16:12

На загнивающем были распространены рок-группы. У нас в СССР ВИА. Разница только в названии? Как бы не так.

Рок/поп-группа - коллектив личностей. Соцветие индивидуальностей. Уход или замена одного из музыкантов, даже самого незаметного, как правило, меняет звучание коллектива. Ушел мало сочиняющий, мало поющий, не слишком виртуозный рыженький Уолстенхолм из Barclay James Harvest и звучание резко упростилось. Заменили Rolling Stones Брайана Джонса на Мика Тейлора и зазвучал коллектив иначе. А оба ведь были на вторых ролях.

В ВИА же музыканты не решали вообще ничего. Даже если были голосистыми (на в смысле, с голым бюстом, а в смысле голоса), виртуозными и сочиняли песни на зависть Шуберту. В ВИА всё решал руководитель. (В СССР почему-то руководители, как на подбор, были кошерными - Слободкин, Гранов, тот же Шуфик -, отчего советская музыка несколько отдавала клезмером.) Кто сегодня вспомнит бесчисленных музыкантов из Gay Guys ("Весёлые ребята" по нашему), не заглядывая в Гоуголь? Кто сходу назовет музыкантов всех этих ВИА "Голубые с гитарами", "Самоцведы", "Красные макаки", "Одежда Надежда", "Плашмя", "Вейся, пейсы", "Воющие гитары"? - имя им легион. Кто такой Стас Намин, вспомнят, а многие ли знают, что солистом был Лосев? Что на подтанцовке выступал юный Санька Выгузов, ещё не ставший тогда Малининым? Что в тех же Gay Guys пела молодая Пугачиха? Что там выступали Барыкин, Градский, Малежик? Что с ними выступала и записывалась одна из лучших ритм-секций СССР: Рыжий и Китаец?

Можно возразить, что сама Пугачиха потом выступала с ансамблем "Цитрамон" "Андипал" "Рецитал". Но тут есть одна тонкость. Это был не ансамбль с певицей. Это был ансамбль при певице, у которой уже было имя и известность. А из Gay Guys она убежала, роняя тапки, дабы не стать одной из многочисленных безликих солисток, выплясывающих под дудку руководителя.

Интересный казус произошел с Ярушиным, бывшим руководителем ВИА "Ариэль". Когда его из ревности к полученному званию заслуженного артиста выдавили его собственные музыканты во главе с Геппом, он попытался собрать свой коллектив "Иваныч". И не взлетело. Не получилось работать в формате поп-группы.

Ещё одно отличие: музыканты ВИА редко сочинали сами музыку, которую исполняли. Строчили, как правило профессональные композиторы. И всё был неплохо, но эти композиторы были, как правило, людьми немолодыми (хехе, Макс Фридман написал Rock Around The Clock, будучи глубоко на шестом десятке, дедуля по тогдашним понятиям), отчего по итогу часто получалась музычка для тех, кому за, приправленная модной аранжировочкой (Ну как модной? Как руководитель умел, так и аранжировал.).

PS Были, однако, забавные примеры трансформации. ВИА "Поющая маца" плавно преобразовался в рок-группу "ДиАрея", исполняющую прибыльный хэви-метал для пионеров. Солист брутальных в начале "Любэ" Никола Расторгуев начинал в ВИА "Вейся пейсы". "Любэ", кстати, согласно приведённым выше критериям, ни разу не рок-группа, а ВИА, всю работу по сочинению и аранжировке делал продюсер Матвиенко, выпускник музилища им. Ипполитова-Иванова. У него в подопечных ходили также "Дебилушки Интернешнл", "Корни" и прочие "Фабрики", разносторонний, в общем, человек с великолепным коммерческим чутьём.

музыканты

Previous post Next post
Up