Владимир Жидкин, глава Департамента развития новыцх територий рассазал развитии новой Москвы в условиях кризиса, принятии Генплана и строительстве метро в Коммунарку
С момента присоединения к Москве новой территории в 2012 году произошел рывок в градостроительном развитии этих земель. Менее чем за три года почти вдвое увеличилось количество рабочих мест, решена проблема нехватки детских садов и школ, разработаны территориальные схемы, которые во многом определят будущее новой Москвы. Несмотря на кризис, реализация важнейших проектов не останавливается. Планы на этот год - ввести почти 3 млн кв. метров недвижимости, открыть первые станции метро, а также сдать несколько долгостроев для дольщиков. Обо всем этом журналистам «Московской перспективы» рассказал гость нашей редакции - руководитель департамента развития присоединенных территорий Владимир Жидкин.
Схемы впишут в Генплан
В марте 2015 года в новой Москве прошли публичные слушания по территориальным схемам. Как их восприняли жители?
- Публичные слушания прошли одновременно во всех муниципальных образованиях - двух городах и 19 поселениях. Всего нам поступило 29 тысяч замечаний и предложений от жителей. Мы их все проанализировали, обобщили, свели в 6 основных направлений, которые касаются прохождения дорог по новой территории. Подготовили заключения, нашли возможность скорректировать трассировку всех объектов. Всю информацию разместили на сайте Москомархитектуры.
О каких дорогах речь?
- Это Внуковское шоссе, дорога Сосенки - Ямонтово, участок дороги Солнцево - Бутово - Видное, дорога от Калужского шоссе до Московского и от Троицка до Киевского шоссе, а также автодорога к аэропорту «Остафьево».
В блогах часто пишут, что жители устраивают пикеты против строительства дорог и других объектов. Жители новой Москвы такие активные и неравнодушные или все-таки чаще в дело вступают какие-то политические силы?
- Больше политические силы. Но есть и моменты, когда жителям не понравилась близость транспортных объектов к населенным пунктам или то, что мы вынуждены где-то ликвидировать небольшие участки леса. Например, мы строим станцию скорой помощи в Троицке и нам нужно пройти небольшой участок по лесу, чтобы создать к ней удобный подъезд. Да, мы вырубаем мизерную часть леса, но жители получают современную станцию скорой помощи. Мне кажется, что для москвичей это важнее.
Еще один пример. Нам нужно соединить строящуюся дорогу от Троицка до Киевского шоссе с Калужским шоссе. Если этого не сделать, мы не сможем снять транспортную напряженность в этом городе. Есть, конечно, два варианта: либо сносить какие-то дома в Троицке, что дороже и жителям уж точно не понравится. Либо строить дорогу в обход Троицка. Но тогда мы затрагиваем небольшой участок леса. В новой Москве 75 тыс. га лесов - больше половины территории. Если мы одну тысячную процента используем для развития транспортной инфраструктуры, это не нанесет ущерба. Тем более что в соответствии с законом вырубленный лес восполняется.
Какая дальнейшая судьба территориальных схем?
- Уже появились заключения Моском-архитектуры, теперь мы будем готовить постановление правительства Москвы для утверждения территориальных схем. Параллельно разрабатываются крупные проекты планировок. Вся территория новой Москвы разбита на 83 больших участка - каждый около 1000 га. Мы рассчитываем, что в ближайшее время первые проекты планировок уже будут рассмотрены на заседании Градо-
строительно-земельной комиссии. Дальше территориальные схемы и проекты планировок лягут в основу Генерального плана развития города. Мы должны его принять до июля 2016 года.
Когда планируется принять постановление правительства по территориальным схемам?
- В июне-июле 2015 года.
В этом году построим 18 детсадов и 6 школ
В прошлый раз, когда вы приходили к нам в редакцию, рассказывали, что за два с половиной года удалось почти везде решить проблему нехватки мест в социальных учреждениях. Тем не менее в некоторых районах еще оставалась напряженность. Как обстоит дело сейчас?
- Социальных объектов в этом году мы построим в два раза больше, чем в прошлом, - 18 детских садов и 6 школ.
Это впечатляющие цифры даже в масштабах всей Москвы…
- Да, это большой объем, учитывая, что в старой Москве проживает 12 миллионов человек, а в новой - официально 280 тысяч, плюс 250 тысяч временно проживающих. Мы считаем, что это большой вклад в развитие социальной инфраструктуры города.
Эти объекты строятся за счет бюджета или инвесторов?
- Пять школ строят инвесторы, одну за счет бюджета строим мы, 6 садов бюджетных, 12 - инвестиционных. Учитывая кризис, инвесторы хотели бы сместить сроки ввода этих объектов, но мы твердо придерживаемся позиции, что «социалка» должна вводиться вместе с жильем.
Вы сказали как-то, что в некоторых районах новой Москвы не родители ищут детский сад для ребенка, а детсады борются за детей. Что вы имели в виду?
- Когда мы сдаем детский сад или школу, то они не сразу полностью заполняются, поскольку строящиеся дома не заселяются в одночасье. Например, недавно мы ввели школу на 1100 мест в «Солнцево-Парке». Когда ее открыли, там было всего 500 детей. В течение года или полутора лет она, конечно, заполнится.
То есть вы в основном строите соцобъекты на перспективу?
- Не только. В новых районах стараемся, конечно, работать опережающими темпами. Это нужно для того, чтобы человек, который заселится в новое жилье, имел всю необходимую инфраструктуру. Но также мы возводим объекты и в районах уже сложившейся застройки - там, где есть дефицит мест: это Щапово, Воскресенское, Щербинка. В этом году таких детсадов появится пять.
Раз уж вы упомянули Щербинку, там есть несколько долгостроев. Люди не могут на протяжении многих лет получить свое жилье. В этом году планируете ввести какие-то объекты для них?
- В этом году вводим для них два корпуса. Один откроется в мае, другой - в июне. Эти дома строит компания «Мортон», все работы идут согласно разработанному графику.
Еще с одним домом, который строит СУ-155, есть небольшие проблемы. Застройщики снизили темпы работ, но все же они продолжаются. Надо понимать, что эти компании пришли нам на выручку, чтобы решить проблему дольщиков.
Рабочие места даются непросто
С момента присоединения новых территорий к 84 тысячам существующих рабочих мест добавилось 70 тысяч новых. Какие планы на этот год?
- Планируем создать около 30 тысяч новых рабочих мест. Хочу сразу сказать, что нам будет непросто выполнить план по вводу коммерческой недвижимости. Инвесторам это дается не так просто. Например, в комплексе «К2», который уже наполовину введен, есть проблемы с арендаторами. Конечно, ведутся переговоры с различными компаниями, снижается ставка и так далее. Но пока комплекс фактически пустует. Что касается «Комсити», там ситуация лучше. Три крупных арендатора там уже есть. Это компании «Ростелеком», «Систематика», а также крупная международная IT-компания Oracle. Они занимают около 80% уже сданных площадей.
Еще один объект - индустриальный парк «Индиго», объекты там строятся неплохими темпами. К нам обращаются собственники земельных участков с просьбой выдать им ГПЗУ для дальнейшего строительства производственных, офисно-складских объектов. Но там они строят сами для себя.
Из-за наличия большого количества свободных площадей инвесторы не начинают возводить новые здания. Строить жилье им сегодня гораздо выгоднее. Несмотря на то что цена упала на 5-8%, люди продолжают его покупать.
Может быть, сказывается плохая транспортная доступность объектов?
- Почему плохая? Около «Комсити» строится станция метро, в ближайшее время она будет введена. Около «К2» идет реконструкция Калужского шоссе. Трасса расширяется вдвое. Мы построили новую дорогу от Мамырей до Саларьева, доехать до ближайшей станции метро можно будет за 5 минут. Там с маленькими интервалами ходит общественный транспорт.
В старой Москве инвесторы обращаются в правительство города с просьбой пересмотреть проекты в пользу строительства жилья. А в новой Москве такое случается?
- В новой Москве таких проектов пока нет. В Середневе «Мортон» хотел бы изменить процентное соотношение жилья и рабочих мест. Но мы им не даем. Может, как-то изменится очередность ввода объектов.
Кстати, когда нам инвесторы приносят свои первоначальные проекты комплексной застройки, на них страшно смотреть с точки зрения градостроительного развития новой Москвы. Они предлагают плотную застройку, сплошную панель, 25 этажей и никаких рабочих мест. Конечно, такие проекты мы не утверждаем. Создана специальная система их рассмотрения. У нас проводится еженедельное совещание в Москомархитектуре, куда выносятся все без исключения проекты.
И что получается из таких проектов в итоге?
- Получается квартальная застройка с ограничениями по этажности. Дома обладают яркими уникальными фасадами. Машин во дворе нет - они в подземных парковках или за пределами двора, поэтому дети могут спокойно играть. Среди главных плюсов - в шаговой доступности есть рабочие места, также районы обладают развитой транспортной инфраструктурой. На первых этажах зданий есть возможность создавать общественные пространства. То есть в итоге строятся районы, в которых можно комфортно жить, отдыхать и работать.
Есть ли иностранные инвесторы в новой Москве?
- Их не так много, но они есть. О них мы, кстати, только что говорили - «Комсити», «К2» - это проекты иностранных инвесторов. Еще французская компания «Кольчуга» реализует проект в Киевском, а в ближайшее время начнет строить еще и многофункциональный центр на Калужском шоссе - напротив «Фуд-Сити».
Но в основном, конечно, работают наши российские компании. Среди наиболее крупных - «Мортон», «Авгур Эстейт», «Абсолют», ГК «МИЦ», «Инвесттраст» и другие.
Вы уже говорили, что большие средства планируется вложить в развитие инженерной инфраструктуры. Приступили к работе?
- Сейчас строим водовод в Марушкине. Вода в новой Москве не очень качественная и добывается из подземных источников. Приходится тратить много средств на ее очистку. Стоимость проекта строительства этого водовода диаметром 600 мм составляет 850 млн рублей, в ноябре мы приступили к работам, в этом году их завершим.
Также сейчас строим водовод диаметром 1200 мм вдоль Калужского шоссе. В этом году ставим задачу дойти до Коммунарки.
А когда он дойдет до Троицка?
- Я думаю, что к 2018 году. Сейчас мы его доведем до Коммунарки, затем до Сосенок и только потом до Троицка. Это серьезный и дорогой проект. Протяженность трубы составит 25 км.
Также мы планируем построить еще один водовод вдоль Киевского шоссе до поселения Внуковское. В конечном итоге эти два больших водовода мы соединим, они фактически обеспечат всю новую Москву системой центрального водоснабжения.
Не скажется ли это на водоснабжении старой Москвы?
- Нет, запасы воды в Москве сегодня достаточные для того, чтобы полностью обеспечить потребности присоединенных территорий даже с учетом их дальнейшего развития.
Также нам предстоит построить несколько очистных сооружений в общей сложности на 300 тысяч кубометров. В этом году мы приступили к проектированию первого крупного объекта - на 60 тысяч кубометров. Он обеспечит все поселения от Сосенского до Бутова, а также АДЦ в Коммунарке.
А чем вызвана необходимость их строительства?
- Существующие сооружения мелкие и не обеспечивают необходимую очистку.
Транспорт пойдет коридорами
Как идут переговоры с китайскими инвесторами о строительстве метрополитена?
- Переговоры продолжаются. Сейчас обсуждаем схему взаимодействия с ними. Как вы знаете, первоначально речь шла о том, что китайские компании построят ветку метро, а вложенные средства вернут от реализации недвижимости, которую они же возведут вблизи этих станций, в частности в административно-деловом центре в Коммунарке. Сейчас рассматриваем еще одну форму, согласно которой китайцы будут выступать в роли подрядчиков. Возврат инвестиций для них в таком случае может растянуться на 10-15 лет.
А на чьи деньги будет реализовываться проект?
- На их деньги. Речь идет о том, что они на свои деньги строят метро, а потом в течение длительного времени из бюджета мы им средства возвращаем.
Получается, что они строят в кредит?
- Да. Но нагрузка на бюджет города будет значительно снижена за счет реализации земли, которая с появлением метро станет дороже, а также объектов, построенных вблизи этих станций уже российскими компаниями. Но пока договор с китайцами не подписан. Хочу сказать, что независимо от результатов переговоров метро в Коммунарку будет построено. Если не ими, то нашими компаниями.
Какие еще коридоры для строительства метрополитена закладываются в территориальных схемах?
- Пока мы точно знаем, что появятся две ветки: продление Сокольнической линии и линия от станции «Улица Новаторов» Третьего пересадочного контура до Коммунарки. Сейчас также рассматриваем варианты строительства метро от Бутова до Коммунарки и от Саларьева до Коммунарки. Это нужно, чтобы соединить две ветки между собой.
Вы уже упомянули о дорожном строительстве. Расскажите, какие проекты сейчас в работе?
- На данном этапе наш департамент строит два участка дороги. Одна из них пройдет от Коммунарки до Южного Бутова. Мы закончим ее уже в этом году. На всем протяжении появятся пешеходные дорожки, остановки общественного транспорта. Второй участок дороги - от Троицка до Киевского шоссе - введем в начале 2017 года. Такие сроки связаны с большим объемом работ и протяженностью магистрали, которая составит 11 км.
Всего на территории новой Москвы планируется построить более 600 км новых дорог, плюс столько же предстоит реконструировать.
Весь этот объем работ планируете выполнять за бюджетные деньги?
- Мы предполагаем, что отдельные участки дорог могут быть платными, но сейчас пока сложно определить, какие именно. Рассчитываем, что при утверждении Генерального плана мы определим некоторые участки дорог, которые могут быть построены за счет внебюджетных источников на основе государственно-частного партнерства.
Например, компания «Мортон» готова построить дорогу, которая соединит между собой Киевское и Калужское шоссе. Также в экспертизе находится проект строительства дороги в Астафьево, которую мы намерены реализовать совместно с «Газпромом». Все работы планируется разбить на три этапа. К первому хотим приступить уже в этом году. Он включает участок от Коммунарки до пересечения с дорогой от Калужского шоссе до Щербинки.
Планируете ли продолжать работу по созданию парков в условиях кризиса?
- Конечно, парки сейчас не являются первоочередной задачей. Как вы знаете, в прошлые годы три парка мы уже благоустроили, они пользуются популярностью у жителей. Что касается программы в целом, мы в составе территориальной схемы предусматриваем не менее 80 земельных участков под размещение парков. Считаем, что на территории новой Москвы должен быть сохранен экологический каркас. Часть объектов будут реализовывать инвесторы. Например, в Рассказовке, где возводится крупный жилой район, застройщик планирует создать парк площадью около 2 га. Компания «Мортон» в Середневе также планирует разместить и построить за счет собственных средств парк размером не менее 10 га.
О ЛИЧНОМ
Мы знаем, что вы увлекаетесь верховой ездой. А как давно?
- Уже шесть лет. Есть своя лошадь, зовут Экспорт. Но мне больше нравится называть его Эрик. Это рыжий конь буденновской породы.
Как вы к этому пришли? Детская мечта?
- Можно и так сказать. Внутри было какое-то зерно, которое прорастало с годами. Мне не интересны современные модные увлечения: квадроциклы, мотоциклы. Все-таки животные мне ближе.
Как часто получается покататься на лошади?
- Стараюсь делать это раз в неделю. Конечно, хотелось бы чаще, но не получается из-за плотного графика работы. Кстати, увлечение лошадьми стало уже семейным. Дочь с удовольствием занимается верховой ездой, 9-летняя внучка тоже очень любит нашу лошадь и с удовольствием катается на ней, помогает ухаживать. Говорит, что не может уже без нее.
В мае открывается дачный сезон. Вы дачник?
- Для россиян дача всегда была традицией. Я не исключение. У меня есть небольшой участок земли, где я, как и все, сажаю овощи, зелень, есть небольшая теплица. Тем более у меня есть конский навоз - очень хорошее удобрение. Поэтому земля очень плодородная.
Есть у вас любимые блюда?
- Есть. Люблю запекать в духовке рыбу. Недавно в продаже стала все активнее появляться рыба муксун, еще карпов люблю.
Источник