как много девушек хороших.

Jan 24, 2008 11:40



Впервые мир узнал об этих свирепых барышнях от отца истории Геродота. Позже о них упоминали Гиппократ, Плиний Старший, Диодор Сицилийский, Страбон, Гомер. Во Фригии и Центральной Анатолии (нынешняя Турция) с ними сражался царь Трои Приам, а позже, во время Троянской войны, они бились на его стороне против греков, и легендарный Ахиллес убил, сбив копьем с коня, их царицу Пентесилею. Как гласит легенда, увидев ее труп, Ахиллес без памяти влюбился в прекрасную воительницу и раскаялся в содеянном. Девятым подвигом Геракла стало похищение волшебного пояса царицы Ипполиты для Эврисфея. Женщина-воин была поражена доблестью и статью героя и готова отдать пояс ему просто так, но Геракл не поверил и убил ее. Тесей хитростью увел другую их царицу - Антиопу. Со временем она покорилась чарам его храбрости и стала женой и верной боевой подругой, сражаясь с ним плечо к плечу. Но лишенные царицы воинственные женщины отправились поход, опустошая по пути греческие земли. Дошли они до самых Афин. Увидев свою царицу бьющейся против своих сестер рядом с Тесеем, они испустили воинственный клич и принялись с утроенной силой осаждать город. Закончилась эта битва лишь тогда, когда Антиопа погибла. В более поздних сказаниях упоминается царица Фалестре, приходившая в лагерь к Александру Великому с целью родить от него дочь...
Как вы уже догадались все они амазонки - таинственное племя храбрых, беспощадных и прекрасных женщин-воинов.

Существует несколько версий возникновения слова "амазонка". Первая: от греческого "а" - "без", "mazos" - грудь. Во многих эпических повествованиях говорится о том, что женщины-воины еще в юношестве прижигали себе правую грудь, чтоб она не мешала при стрельбе из лука и метании копья и дротиков. Согласно второй это слово произошло от иранского «ha-mazan» - воины. Более мелкие версии рассматривают возможность происхождения термина от «a masso» - («masso» - трогать) - неприкасаемые (вероятно мужчинами) и от северокавказского «maza» - луна и богиня-покровительница ночной охоты. Притчи, легенды, мифы и истории о них есть в фольклорах многих народов. Согласно одним из них амазонки полностью обходились без мужчин, встречаясь с ними лишь раз в году, для продолжения своего рода, причем новорожденных мальчиков воительницы либо убивали, либо отдавали отцам, либо просто подбрасывали в ближайшие деревни. В других же говорится, что мужчины при амазонках выполняли работы по хозяйству и выкармливали грудных детей, в этом случае новорожденным мальчикам в младенчестве переламывали ноги, чтоб они никогда не смогли стать воинами. Некоторые народы верили, что амазонки захватывали мужчин в плен, отбирали самых сильных и здоровых, отрубали им руки и ноги и использовали исключительно как запасник семени... В одних легендах это кочевницы, в других фигурирует прекрасный остров, населенный пленительными воительницами.
Первое документальное упоминание об экспедиции, направленной на поиски сказочно богатого острова амазонок относится к VIII веку и принадлежит руке арабского автора Ибрахима ибн-Вашифшаха. По его словам однажды к китайскому императору привели юношу, чудом выжившего после пленения обнаженными и воинственными дамочками. Молодой человек рассказал, что их судно было захвачено амазонками, он выжил и уже был готов принять смерть, как одна из женщин сжалилась над ним и усадив на бревно предала воле волн. Течения прибили счастливца к китайским берегам и он прибыл во дворец. Снаряженная экспедиция, в течении трех лет бороздившая околокитайские моря, ничего не нашла в районе, описанном моряком.
В 1612 году в Ла-Манше пиратский капер захватил французское торговое судно, шедшее из Нового Света. Среди богатой добычи никто не обратил внимания на бронзовотелого статного юношу индейской наружности. Имя этого молодого человека было Капок и был он сыном вождя племени тупинамбас из Бразилии, а во Францию был направлен маркизом де Россили, давно живущим в Южной Америке, в качестве экзотического дара своей супруге. Парень отличался острым умом и бегло говорил по французски и, в результате недолгих злоключений, добрался в замок французского вельможи и предстал пред очи маркизы. Ту подарок не впечатлил и вскоре Капок просто ушел из поместья де Россили, не стерпев надменного отношения хозяйки. По счастливой случайности встретив на бульваре Капуцинов старого друга маркиза де Россили лейтенанта Жана де Мока, индеец попадает на прием к Людовику XIII, где и рассказывает свою удивительную историю. Его племя живет по-соседству с племенем воинственных женщин. Раз в год все здоровые мужчины племени тупинамбас отправляются в условленное место, где и встречаются с амазонками. Если в результате встречи рождается девочка, то отец ее больше никогда не видит, если же мальчик, индеец может забрать его с собой в деревню и воспитать как захочет. За столетия подобные ритуалы стали настолько обычны для женщин племени тупинамбас, что они с радостью принимали мальчиков, рожденных амазонками и взращивали их как собственных. Одним из таких мальчиков был и Капок. История эта позабавила монарха и тот распорядился выдать юноше денег. Вероятно, за них индеец и вернулся домой.

В средневековой Европе был популярен древнекельтский эпос, в котором описывался прекраснейший остров О'Бразиль (Счастливый остров), населенный амазонками. Множество жизней отважных мужчин забрала эта легенда. Кто отправлялся на его поиски с целью наживы, кто за прекрасными и строптивыми рабынями, кто просто одержимый идеей нанести таинственный остров на карту. В результате подобных изысканий остров О'Бразиль периодически появлялся на морских топографиях. Но каждый раз сенсационное открытие острова тем или иным образом развенчивалось. И только после открытия Америки это название закрепилось на карте, но не островом, а живописным побережьем южноамериканского континента. Да-да своим названием Бразилия обязана амазонкам. Как и Вергинские острова (острова Дев). Так сам Колумб (как и все его современники одержимый идеей отыскать чудо-остров, населенный смертоносными нимфами) окрестил группу Малых Антильских островов после встречи с воинственными женщинами на берегу одного из них. Так один из спутников первооткрывателя описал эту встречу: "Мы стали на якорь возле одного из островов и отправили на берег лодку с людьми, но, прежде чем им удалось высадиться, из леса выбежало множество женщин в перьях и вооруженных луками. Их вид выражал готовность защищать свой остров". Но и колумбы ошибаются...
Открытие Америки породило новую волну поисков легендарных амазонок, подогреваемую рассказами и легендами местных жителей. И не только легендами. Один из древнемексиканских кодексов - Анналы Кукулькана - рассказывает о длительной и кровопролитной войне толтекского вождя и амазонок во главе с прекрасной Чалман. А вот о противостоянии инки IX по имени Инти Кусси Хуаллпа и королевы амазонок Киллаго хочется рассказать чуть подробнее. Это была долгая и изнурительная война в которой никто не хотел уступать. Воинственный инка регулярно отсылал нарочных, которые под страхом гнева кровожадных богов не имели права идти, а только бежать до определенного места, где ожидал сменщик. Когда на таких перекладных связка веревочек, с хитро завязанными на них узелками (кипу - узелковое письмо Инков) попадала адресату, тот без труда читал сообщение в котором говорилось только одно: "Еще войнов!" И вереницы верных войнов отправлялись на подмогу великому инке все дальше и дальше в глубь континента. У амазонок же не было таких человеческих ресурсов и в конце концов они пали, а королева Киллаго была захвачена в плен. Но умный инка не убил ее, а захотел, чтоб она родила ему войнов, каких не видели еще ни люди, ни боги. Но как не пытался могущественный инка прельстить непокорную красавицу несметными сокровищами и диковинными дарами, ему это не удалось. Тогда решил он преподнести ей последний дар, которым мог покорить ее сердце. И мудрый инка даровал ей свободу. Через некоторое время к нему пришло приглашение посетить дворец королевы амазонок. Инка принял его с благодарностью и прибыл. Он был весел и беспечен, когда проходил в покои Киллаго. Внезапно после одного из поворотов в полу коридора замка бесшумно открылся тайный люк... Но хитрый инка был предупрежден о ловушке и удержался на краю провала, схватившись за королеву. Взглянув ей в глаза коварный инка толкнул королеву амазонок Киллаго в открывшийся колодец...
Так вот, все эти истории, а так же истории о баснословных богатствах амазонок подогревали интерес конкисты и за бесчисленным множеством экспедиций сомкнулись плотные джунгли чтоб никогда не выпустить их назад. Амазонок искал Кортес и его заклятый враг Нунья де Гусман, а Франсиско Писарро послал в глубь континента с этой целью своего родного брата Гонзало и эта экспедиция чуть не стоила ему жизни, а кратковременную славу принесла другому. В день рождества 1538 года громадный отряд из 380 тяжеловооруженных испанцев, 4000 индейцев и большого стада свиней и лам, отправился из города Кито к сердцу негостеприимного материка. Впереди длинной вереницы людей и скота, влекомый амбициями и жаждой наживы, восседая на гнедом, жеребце продвигался сам Гонзало. Через несколько недель пути кустарники стали гуще, деревья выше, все это стало попадаться чаще. Незаметно кавалькада вошла в джунгли. Продвигаться становилось труднее, а группки индейцев начали настороженно перешептываться у костров на привалах. Недовольство зрело и ни угрозы испанцев, ни обещания вознаграждения не могли более побеждать животный страх, овладевавший проводниками и носильщиками. Все больше могил отмечало места покинутых привалов. И только испанцы, как заклинание повторяя "Оро! Мучо оро!" ("Золото! Много золота!" - исп.) слепо и уперто продвигались вперед. Наконец они добрались до могучей реки. Гонзало приказал соорудить плоты и в течении нескольких месяцев экспедиция сплавлялась по реке, бесперебойно орудуя веслами, чтоб быстрое течение не раскрошило утлые суденышки. На одном из привалов вымотанный Писарро приказал лейтенанту Франсиско де Орельяне взять людей, сплавиться на плоту до ближайшего селения и раздобыть пищи для изможденных испанцев. Лейтенант так и поступил и даже раздобыл провианта, но оказалось, что подняться по течению на плоту невозможно и, согласившись с остальными членами вылазки, де Орельяно принял решение продолжить путь вниз по течению, бросив Гонзало Писарро на произвол судьбы. Через три с лишним года после начала экспедиции на окраине города Кито показался едва ли десяток полумертвых оборванцев, в котором жители города с большим трудом и громадным изумлением признали остатки экспедиции Гонзало Писаро. "Тела их были так истощены от голода, что их можно было принять за мертвецов, вышедших с того света" - так описал эти приведения испанский летописец тех лет. А отряд Франсиско де Орельяно тем временем продвигался дальше, и поток, по которому они сплавлялись, влился в еще более могучее русло. Эту величественную реку скромный Франсиско назвал в свою честь Рио-Орельяно и путь был продолжен. В одном из селений они узнали, что находятся на территории амазонок и местное население, находясь под защитой и покровительством свирепых женщин - "коньяпуяра", платит им дань.
Испанцы, естественно, тут же решили этот порядок изменить дав залп из мушкетов. Это привело к тому, что индейцы привели с десяток рослых белокожих женщин, которые не испугавшись громовержцев тут же бросились в схватку. Монах-доминиканец Гаспадре Карвахаль, бывший в отряде Орельяно так описал эту стычку: "Известно, что индейцы являются подданными амазонок и платят им дань. Поэтому, когда индейцы узнали о нашем приближении... они послали за их помощью, и явилось десять или двенадцать женщин-амазонок, которые сражались впереди всех и с такой доблестью, что индейцы не решались повернуться спиною к нашим солдатам, потому что женщины убивали их своими дубинками, и это было причиной того, что индейцы защищались так упорно... Эти женщины ходят совершенно без одежды. Они обнаженные, светлокожие и сильные. Вооруженная луком и стрелами, каждая из них стоит в бою десятка индейцев... Вождь индейцев, их подданных в этих местах, отправил посланцев к королеве амазонок Конори с просьбой о помощи, которую та и оказала". Испанцы были вынуждены поспешно отступить. Под градом стрел, теряя людей они сплавились вниз по течению, а автор приведенных выше строк потерял глаз, вибитый стрелой, выпущенной одной из амазонок. Еще не скоро остаткам отряда Франсиско де Орельяно удалось добраться до Испании и потоптать дорогой ковер на аудиенции у Карла V. Король и свита были впечатлены рассказом Орельяно и его предательство было забыто, мало того, лейтенант был награжден и возведен в титул губернатора открытых им земель. Осталось дело за малым - завоевать их. Орельяно получил четыре отменных корабля и 400 отборных бойцов и отправился на покорение амазонок. Но провидение на этот раз отказало ему в содействии и весь его флот погиб разбросанный бурями. Обозленный же предательством и славой своего лейтенанта Гонзало Писарро, приложил все усилия чтоб представить Орельяно лжецом и содействовал тому, чтоб в тот район экспедиции больше не отправлялись, пока эта история не забылась. Орельяно же ожидал бесславный конец - большая часть его современников посчитали что отчет его "полон лжи" и могучая река, недолго носившая его имя, сама собой начала потихоньку именоваться Рекой Амазонок, а потом и вовсе просто Амазонкой, что совсем не противоречит ее воинственному нраву. Но энтузиасты до сих пор не оставили попыток найти в бразильских джунглях селения прекрасных воительниц. Так в 70-х годах прошлого века французский естествоиспытатель Жюль Крево обнаружил в бассейне Амазонки деревню, населенную только женщинами, которыми руководила степенная матрона! Объяснение этому оказалось очень обыденным. Как выяснилось по местным обычаям, женщина, выгнанная мужем из дому не может находиться в родной деревне, ибо позорит ее, а накладывать на себя руки тоже не принято. Вот и основали опозоренные женщины свою деревню. "Я утратил мои последние иллюзии насчет легенды о прекрасных амазонках," - напишет позже раздосадованный Крево, а мы - нет. То что не удалось отыскать в Южной Америке никогда не скрывалось в Африке.
В 1621 году Франциско Альварес был направлен в Эфиопию в составе посольства Португалии. В его записках значится, что на границе царства Дамут и Гоража есть поселение женщин-воительниц. Вот выписка из его дорожного дневника: "Эти женщины храбрые и отличные воины. Они искусные стрелки из лука. Мужья этих женщин не являются воинами, потому что женщины не разрешают им владеть оружием".
Еще в конце XIX века английский путешественник Дж. Дункан в своих записях о путешествиях по Африке упоминал о десяти полках женской гвардии короля Дагомеи (Бенин). В каждом полку было по 600 отборных воительниц от 15 до 19 лет. Эти полки внушали ужас подданным и держали в страхе армии окрестных государств. Когда французские войска прибыли покорять Дагомею, то часть молодых новобранцев просто разбежалась с поля брани завидев стройные ряды крепких чернокожих женщин и услышав их боевой клич, похожий на завывание. Четыре года волны французских колониальных войск разбивались о живые стены "супруг пантеры". И безрезультатно. Еще один путешественник, побывавший в то время в Дагомее так описал это войско: "...Здесь же было 4000 женщин-воинов - 4000 черных женщин Дагомеи, личных телохранительниц монарха. Они стоят неподвижно, сжимая в одной руке ружье, а в другой тесак, готовые броситься в атаку по первому же знаку своей предводительницы. Молодые и старые, уродливые и прекрасные, они представляют собой незабываемую картину. Они так же мускулисты, как черные мужчины-воины, так же дисциплинированны и сдержанны и стоят рядами, такими ровными, как если бы их выравнивали по шнурку". Женское воинство короля Дагомеи далеко не одиноко в мире. Португальский путешественник Дуарте Лопес, вернувшись в Европу после путешествий Африкой, описывал женские батальоны конголезского короля. В свободное от службы время эти амазонки жили колонией на дарованных королем землях, выбирая себе мужей из окрестных сел. Когда такой супруг надоедал даме, она просто вышвыривала его прочь. Подобно античным амазонкам эти женщины оставляли у себя девочек, с младых ногтей воспитывая в них воинов, мальчиков же отправляли в ближайшие деревни.
Да уж сильны были традиции женской независимости в древней Африке, но отголоски этих традиций сохранились до сих пор и проявляются они во многочисленных тайных женских обществах на различных африканских территориях. Вот некоторые из них: "Ниенго" и "Лезиму" в Южном Камеруне, "Бунду" в Нигерии, "Йевхе" на территории Ганы и т.д. У каждого из этих обществ свой уклад и традиции, но объединяет их неприятие канонов мужской власти и воительницы некоторых из них могут запросто убить представителя "сильного" пола, забредшего на священные земли клана. Еще одной интересной особенностью является наличие у этих женщин своего языка и письменности. За века существования этих обществ ни одному мужчине не удалось разведать секреты этих языков.
Не составляет исключения в этом вопросе и Азия. На территории Малайзии и в наше время есть порядка десяти родов так называемых "диких женщин", живущих деревнями, в которых царит беспрекословный матриархат, а в Индии, на Малабарском берегу живет племя наиров, и численность этой этнической группы составляет, ни много ни мало, около полутора миллионов человек. Живут наиры этакими деревнями-крепостями, подступиться к которым совсем не просто, а руководят такими деревнями женщины.
Но это все дальние диковинные страны, а как с амазонками дела обстоят поближе к нам, спросите вы? Отвечаем - отлично.
В VIII веке историограф Карла Великого Павел Дьякон вскользь упоминает в своей "Истории лангобардов" об отряде амазонок, преградившем путь войску на какой-то реке.
Только после поединка предводительницы воинственных женщин с вождем лангобардов амазонки отступили. Как оказалось в те времена на территории современной Чехии образовалась вольница, подобная Запорожской Сечи, только состояли в ней исключительно женщины. Воинственные девушки подняли восстание, объединились в отряды и начали терроризировать местное население, грабя деревни и порабощая мужчин. Обосновались они в замке на горе Видолве, назвав его "Замок девственниц". Предводительницей своей амазонки избрали некую Власту. Целых восемь лет князь Пржемысл пытался совладать со строптивицами и все без толку. Все вооруженные нападения свирепые дамочки отбивали, на предложения мира не реагировали. Однажды этими землями проходил некий герцог со своим войском. Герцог этот воевать любил и умел и посему внимания на предостережения местных жителей не обратил. Кровушка в нем вскипела после того, как небольшой отряд амазонок перебил арьергард герцога, состоявший из лучших и провереннейших бойцов. Слава бежавшего от женщин не устраивала герцога и он двинул свои войска на Замок девственниц. Обложив замок по всем правилам осады предводитель начал выжидать. Амазонки к такому повороту событий готовы не были - обычно нападали они, и вскоре запасы пищи и воды начали иссякать. Через пять недель осады сопротивление замка совсем спало, и герцог отослал парламентеров с предложением сдаться. Как джентельмен он гарантировал дамам, что те не только не будут убиты, но и сопровождены до ближайшего монастыря, где смогут молитвой искупить свои грехи. Власта недолго обдумывала предложение, а затем приняла единственно правильное на ее взгляд решение. Ворота замка открылись... и оттуда прямо на копья осаждавших с бешеным криком вырвалась орда вооруженных женщин. Они сражались как львицы, унося с собой на тот свет множество войнов герцога. Резня продолжалась до тех пор пока последняя женщина не испустила дух. Герцог был потрясен. И за ним закрепилась сомнительная слава мужчины, победившего женщин.
Из трудов арабского историка Абу-Обейд аль Бакри (1040 - 1094) известно об еще одном "городе женщин": "На запад от русов находится город женщин, они владеют землями и невольниками... Они ездят верхом, лично выступают в войне и отличаются смелостью и храбростью". Но, к сожалению это все данные, которыми я располагаю. Что же касается чешских амазонок, то через 6 веков после блистательной победы герцога о них снова стало слышно. Приблизительно в тех же краях путешествовал итальянский поэт Сильвио Пикколомини (1405 - 1464), ставший позднее папой Пием II. Он и описал женскую общину, население которой отличалось необычайной храбростью. Позднее в своих трудах папа посвятил целую главу чешским амазонкам.
Ну а теперь переберемся еще ближе. Упомянутая в самом начале легенда, пересказанная Геродотом говорила о том, что в битве эллинов с амазонками на реке Фермодонте греки одержали верх и пленили множество воительниц. Погрузив их на корабли эллины отправились домой и, вероятно, расслабились, а этого с амазонками делать ну никак нельзя. В результате барышни перерезали всех греков и остались сами на неуправляемых кораблях - они просто не умели ими управлять. Волны и течения прибили их к берегу Меотийского озера (Азовского моря), где изголодавшиеся женщины и высадились. Найдя табун лошадей амазонки принялись грабить всех подряд. Скифы, на чьих землях и происходили все эти безобразия, по началу упорно сопротивлялись захватчикам, а потом поняли, что это женщины и резко сменили тактику. Они оттянули свои поселения вглубь материка, а к амазонкам отправили большой отряд лучших молодых людей, которым наказали не вступать с женщинами в схватки, а делать все тоже самое что и они. Так по чуть-чуть дамы остыли, молодость и гормоны взяли свое и племя девушек и племя молодых людей подружились. Парни предложили переселиться к своим, женщины же настояли на том, чтобы отойти дальше от скифов за реку Танаис (Дон) и там расселиться. Так было сделано и появился гордый и воинственный народ сарматы. Его существование подтверждают раскопки. Множество могильников, относящихся к этому и более позднему периоду содержат в себе останки женщин-воинов. Они похоронены с оружием и сбруей, на их костях видны следы увечий, полученных в боях.

Такие вот пироги.

При подготовке использованы материалы:
http://www.amazones.net.ua/work-stories-01.php - АМАЗОНКИ - МИФ, ИСТОРИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ
http://bookz.ru/authors/nik-torp/taini-dr_430/page-26-taini-dr_430.html - НЕУЛОВИМЫЕ АМАЗОНКИ
http://darina.kiev.ua/whatnot/russkie_amazonki__951.html - Русские амазонки.
http://www.donbass.dn.ua/zodiak/2004/405/405-05.php?fotka=406-05 - Предания об амазонках
http://travel.kyiv.org/crimea/antique/amazonki.phtml - Античная история северного Причерноморья. Легенда о Амазонках
http://www.vecherka.ukr-info.net/smi/view_article.cgi?sid=22&nid=2419&aid=28045 - Женщины, рожденные легендой
http://www.e-lib.info/book.php?id=1120002057&p=1 - ЗАБЫТЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

история, гипотезы, люди

Previous post Next post
Up