Эти странные английские дороги

Feb 07, 2018 13:30


Давно хотела рассказать про мой опыт вождения в Англии. В отличие от России (и большинства других стран), здесь движение "наоборот" - левостороннее. То есть все машины ездят по встречке, водительское место находится справа, а когда вы переходите дорогу, сначала надо смотреть направо, а потом налево - что кстати всегда написано на асфальте на пешеходных переходах. Говорят, во времена конных упряжек, где кучера сидели наверху, кнут кучера-правши мог случайно задеть идущих по тротуару прохожих - поэтому в 18 веке было законодательно определено, что кареты должны ездить по левой стороне дороги. Так с тех пор и повелось - как в Великобритании, так и во многих её колониях (Австралия, Индия итп).

К левостороннему движению адаптируешься минут за 10, но вот после широких московских дорог привыкнуть к английским ооочень сложно! Улицы такие узкие, что нередко можно увидеть двухэтажный автобус, который не рассчитал свои габариты и сбил себе зеркало о фонарь. На многих городских переулках с двухсторонним движением, где по обеим сторонам дороги запаркованы машины, на самом деле есть только одна полоса для проезда, в середине. То есть если навстречу вам едет машина, кто-то из вас должен воткнуться в любое свободное место сбоку. Вне зависимости от того, уступили ли вам либо вы, надо обязательно отблагодарить проезжающую машину, взмахнув рукой - иначе прослывёте грубияном!



Наша улица с "двухсторонним" движением. Слева и справа - припаркованные машины. Разъезжайся как хочу.



Уже узко и страшно? А как вам ограничения ширины проезжающих машин на некоторых улицах - это когда дорога вообще сужается до "от зеркала до зеркала", а по краям - низкие столбы, которые в зеркала НЕ ВИДНО? Проехать такое место можно только по наитию и не быстрее 5км/час, иначе точно все бока оцарапаете. Вот например такое сужение в районе Уимблдон, ширина от столба до столба здесь - 2,1 м (средняя ширина легковых машин от зеркала до зеркала ≈2 метра).



За пределами Лондона проще не становится. Так как англичане очень заботятся о сохранении первозданного вида своей природы, то многие дороги здесь не расширяли со времён конных упряжек. На английском даже слово “проезжая часть” всё ещё называется по-старинному - “carriageway” - что в буквальном переводе означает дорога для карет. Ширина полос сельских дорог бывает меньше 2 метров, а очень часто там даже и двух полос нет - есть только одна полоса для движения в обе стороны (шириной в полторы машины), и фонарей там кстати тоже почти нет. Такие сельские дороги еще славятся своей вихлявостью и “слепыми” поворотами в 90 градусов. То есть мчишь ты ночью по таким полям почти вслепую, с рекомендованной скоростью 60 миль в час (~100км/ч), и вдруг из-за крутого поворота навстречу тебе вылетает машина. Ощущения непередаваемые! Я так пару раз экстренно выруливала в кусты, чтобы избежать лобового столкновения.



Одна из самых опасных в Англии, дорога "Cat and Fiddle" в графстве Чешир. Фото из интернета.

Отдельная тема - дорожные работы. Ради безопасности рабочих целую трассу могут запросто сузить до одной полосы, либо вообще всё полностью закрыть и отправить весь поток машин на diversion - многокилометровый маршрут объезда, помеченный, например, треугольничком. И вы потом как детективы будете ехать и выискивать треугольники на обочине, чтобы понять, куда поворачивать. Мы так однажды 15-минутный кусок объезжали 1,5 часа (привет, пробки), чуть ли не в Шотландию нас отправили своими кружочками. :)))



Знаки маршрутов объезда. Фото из интернета.

Парковка в Лондоне чаще всего платная и очень дорогая - одна из самых дорогих в мире! Для парковки можно использовать паркоматы, телефон либо специальные приложения для смартфона (почти в каждом районе оно своё). Отличие от Москвы в том, что в случае телефона и приложения вам в конце месяца приходит счёт, который автоматически оплачивается с привязанной к профилю карты. То есть не надо никуда кидать 100 рублей. :) Цены на парковку зависят от района. В нашей нецентральной зоне где-то можно парковаться бесплатно, а где-то за 3 фунта в час (230 руб). А вот в центре час парковки может обойтись и в 9 фунтов (700 руб). Плюс, за въезд в центр Лондона в будние дни днём надо также платить congestion charge (в букв. пер. “плата за пробки”), это еще примерно 900 рублей. Надо сказать, народ в центр на машине редко суётся, да и парковаться там негде - даже за такие безумные деньги.

В России недавно наконец-то ввели желтую вафельную разметку на перекрёстках - тут она успешно действует уже много лет. От пробок это спасает на ура, потому что никто никому не преграждает путь на перекрестках! Смысл в том, что если хоть какая-то часть вашей машины окажется на этих желтых клеточках на красный свет, то вас могут очень сильно оштрафовать - до 130 фунтов (10 тыс. руб.). Ненадолго зависнуть на вафельнице можно только при повороте направо, а вот если вам надо прямо или налево - будьте добры подождать, пока на дороге после перекрестка для вас не освободится место.



Могу сказать, что несмотря на некоторые неудобства, быть за рулём в Англии очень приятно. Культура вождения здесь совсем другая - если честно, после милых и добрых английских водителей на московские дороги мне теперь соваться просто страшно. Тут есть чёткие правила, которые чаще всего все соблюдают: никто не лезет вне очереди, вас все пропускают (за что обязательно надо махать рукой “спасибо”), а обгонять разрешается только с правой стороны. Более того, вообще нежелательно ехать в левом ряду с бОльшей скоростью, чем едет машина в ряду правее. А если вы едете, скажем, в среднем ряду, и сзади вас догоняет машина - будьте добры перестроиться в ряд левее (самый быстрый ряд здесь - правый, самый медленный - левый).

И в конце небольшой словарик странных английских слов и понятий на дорожную тематику:

Cat’s eye (букв. перевод кошачий глаз) - светоотражающая дорожная разметка. Английское изобретение и национальная гордость! Маленькие “лампочки”-рефлекторы, размещенные между традиционными линиями разметки. За счет отражения света фар “кошачий глаз” видно на десятки метров вперед, он не смывается как краска, не потребляет электроэнергию и даже умеет самоочищаться дождевой водой! На шоссе без фонарей это просто спасение: белые лампочки разделяют полосы движения, красные показывают линию обочины слева, желтые - справа, а зеленые помечают съезды.

Hard shoulder (букв.пер "жёсткое плечо") - обочина. К плечам не имеет никакого отношения. :))))

White van man (букв.пер "мужчина в белом автофургоне") - пренебрежительное название наглых водителей грузовых автомобилей, которые вечно всех подрезают.

Roundabout - перекресток с круговым движением. О, англичане их обожают, тут они в прямом смысле на каждом шагу! Не поверите, в этой стране есть даже  официальное сообщество ценителей круговых перекрёстков, у них свой сайт (UK Roundabout Appreciation Society), они устраивают встречи и воспевают перекрёстки. Круги тут бывают как маленькие, так и абсолютно монструозные, как например вот этот “Магический перекресток” в городе Суиндон (это не шутка, это его название) - шесть круговых перекрестков в одном! Слабо?





Истинная магия! :)))

П.С. Скоро напишу про странный английский экзамен по вождению, видеоигра GTA отдыхает!

вождение, англия

Previous post
Up