Немного о бюджете России в 10-е годы

Jun 02, 2019 17:24

Помню, не так давно были времена, когда я достаточно регулярно публиковал графики, отражающее текущее состояние резервов России (ФНБ+резервного фонда), и отсчитывал, насколько их хватит (при сохранении темпов расходования). Придирчивый читатель спросит: а что ж вы забросили публикации этих графиков, время идёт, обещанный "конец света" уже всё ближе, а вы вдруг замолчали? Всё дело в том, что 2018-й получился первым за долгое время годом не только без дефицита, но и с существенным профицитом бюджета.

Посмотрим внимательнее на доходы и расходы бюджета на протяжении последних лет, их динамику. Я взял консолидированный бюджет и пересчитал данные за прошлые годы с учётом инфляции. Вот как выглядит общий график доходов и расходов.


Итак, в прошлом году в бюджете случился существенный профицит впервые с докризисного 2008-го (да-да, такое в последний раз было ещё до того кризиса). Как нетрудно убедиться, произошло это благодаря как падению расходов в последние несколько лет, так и достаточно резкому росту доходов именно в прошлом году. В целом же и доходы, и расходы демонстрируют в 10-е годы куда более спокойную динамику, чем в нулевые. Посмотрим подробнее на отдельные статьи доходов и расходов, чтобы лучше понять, чем вызваны их изменения на протяжении текущего десятилетия.

Вот основные налоговые источники доходов.


По налогу на прибыль и НДФЛ заметен рост лишь в последние годы, по страховым взносам - рост в начале 10-х и потом его замедление.

Посмотрим на ндс и акцизы.




По НДС явно видно падение импорта, но в последний год даже и по импорту рост. По акцизам рост почти постоянный, но в последний год, наоборот, спад.

Посмотрим на прочие доходы.


Существенное значение тут представляют доходы от госсобственности, бОльшую часть которых составляют дивиденды. Надеюсь, многие помнят драматические истории о переменных успехах в героических попытках нашего правительства выбить дивиденды с принадлежащих ему компаний (Роснефти, Газпрома и т.д.). В 16-м году, видимо, было особенно тяжко, и выбить получилось побольше.

Ну и наконец, нефтегазовые доходы. Их в основном можно свести к экспортной пошлине (учитывается в "доходах от внешнеэкономической деят-ти") и НДПИ. В этих статьях учитываются и другие сырьевые доходы, но их величина пренебрежимо мала в сравнении с нефтегазовыми.


Виден, во-первых, один из главных источников колебаний доходов. Во-вторых, виден "налоговый манёвр" - уменьшение экспортных пошлин и увеличение НДПИ (приведшее к росту цен на нефть на внутреннем рынке и, соответственно, на топливо). Но можно заметить, что рост прошлого года, хотя и очень резкий, не привёл к восстановлению прошлого максимального уровня нефтегазовых доходов. В то же время, общие доходы превысили уровень 13-го года, что сигнализирует о снижении доли нефтегазовых доходов в бюджете, и в общем, радует. Для большей наглядности - средние экспортные цены на нефть.


Перейдём теперь к расходам. Итак, после кризиса 8-го года они стали расти медленнее, после кризиса 14го года - упали, и в прошлом году лишь немного выросли. Что там по отдельным статьям?


Расходы на экономику, за исключением всплеска 14го года (госпомощь во время острой фазы кризиса?), снижаются. Военные расходы росли быстрыми темпами, и чуть не обогнали расходы на экономику, но в последни 2 года снизились. Существенно снизились расходы на нацбезопасность. На общегос. вопросы (функционирование органов власти, президента, например) - почти не меняются. Вот подробно расходы на экономику, видно, что всплеск в 14м году обеспечила статья "прочее", а также, что почти ничего, кроме расходов на дороги, явно не растёт.


Посмотрим социально-культурные расходы. В целом они тоже не особо изменяются.


Посмотрим отдельно на здравоохранение и образование, составляющие их часть.


По ним, как и в целом, - рост до 12-13го, потом спад и стагнация, в прошлом году - явный рост, но не до прежних, докризисных значений.

По остальным расходам динамика такая.


Расходы на ЖКХ планомерно уменьшались (спасибо капремонту?), но в прошлые пару лет несколько выросли. И демонстрирующий завидное постоянство рост расходов на обслуживание госдолга. Впрочем, они ещё не особо велики (один триллион из 34 трлн. общих расходов).

Итак, траты на поддержание бюджета удалось остановить (по крайней мере, в прошлом году) благодаря двум вещам: снижение и заморозка расходов и значительный рост доходов благодаря подорожавшей нефти. Как оно всё будет в дальнейшем, зависит от цен на нефть. А вот снижение расходов, видимо, вызывает и застой в экономике, и почти постоянное с 2014-го года падение доходов.

статистика, бюджет

Previous post Next post
Up