Минфин на этой неделе отчитался о
доходах и расходах федерального бюджета за прошлый месяц и ещё чуть раньше - о
состоянии ФНБ (Фонда национального благосостояния). В целом, ничего особо нового: накопленный с начала года дефицит (превысивший за месяц до этого план на год) за май практически не изменился, ФНБ уменьшился, но незначительно, на 1,2% в долларах и чуть менее 1% в рублях. По структуре ФНБ (какая доля лежит в валюте, а какая вложена в российские ценные бумаги) тоже без значимых изменений, почти фифти-фифти.
Вот диаграммы по бюджету.
Вот - по ФНБ.
Но хочется отметить одну вещь, о которой говорят практически все, и другую, о которой говорят очень мало. Достаточно часто в деловых СМИ (РБК, Коммерсантъ) можно увидеть сведения о том, как сильно сократились в этом году доходы российского бюджета, особенно нефтегазовые. И это действительно так, они приведены даже в отчётах Минфина: в марте накопленный с начала года спад нефтегазовых доходов был 45% к аналогичному периоду прошлого года, в апреле - 52,3%, в мае - 49,6%. Всё это выливается в спад всех доходов, пока что около 20% и вкупе с ростом расходов вызывает накопленный дефицит.
Многие объясняют это санкциями, но надо понимать, что прошлый, 2022-й год не очень правильная точка отсчёта для нефтегазовых доходов, особенно его начало. По известным причинам начиная с февраля 2022-го цены на нефть взлетели вверх, что отчасти и объясняет рост нефтегазовых доходов бюджета в том году. Так, за январь-май он составил
аж 81% к аналогичным показателям 2021-го!
Помесячно это всё выглядело так.
Данные Минфина -
https://minfin.gov.ru/ru/statistics/fedbud/oil?id_57=122094-svedeniya_o_formirovanii_i_ispolzovanii_dopolnitelnykh_neftegazovykh_dokhodov_federalnogo_byudzheta_v_2018-2023_godu Так что давайте подсчитаем изменение нефтегазовых доходов этого года не только по отношению к прошлому, но ещё и к позапрошлому году.
Как можно заметить, тут тоже спад, но куда менее существенный, около 10%. Давайте также посмотрим на цены на нефть Brent.
https://ru.investing.com/commodities/brent-oil Итак, мы видим, что цены сейчас всё-таки несколько выше, чем в 2021-м (75-80 против 60-65). А доходы всё равно ниже - это, вероятно, и есть влияние потолка цен и европейского эмбарго. Но надо понимать, что падение нефтегазовых доходов вдвое по отношению к прошлому году - лишь отчасти результат санкций, отчасти же это результат снижения цен на нефть вообще.
Итого на вопрос в заголовке статьи можно ответить так: к прошлому году падение сильное, но и прошлый год был очень хорош для цен на нефть, а к 2021-му, относительно неплохому для бюджета (профицитному), падение пока что не такое большое, около 10%.
Ну и напоследок немного предположений по поводу другого таинственного вопроса - как финансируется дефицит бюджета в 2023-м, несмотря на отсутствие снижения резервов в ФНБ. Дефицит в прошлом году составил около 3,3 трлн. руб., почти весь пришёлся на декабрь (до декабря вообще был профицит) и почти соответствует изъятиям из ФНБ за 4-й квартал (3 трлн.). Но в прошлом году также вырос и внутренний госдолг России, на 2,3 трлн.
И его рост тоже в основном произошёл в конце года.
Данные Минфина -
https://minfin.gov.ru/ru/document?id_4=93479-tablitsy_ezhemesyachnykh_znachenii_obema_gosudarstvennogo_vnutrennego_dolga_rossiiskoi_federatsii Так что на финансирование дефицита в прошлом году ушла лишь часть трат из ФНБ, остальное, видимо, лежит где-то в оперативных резервах, из которых, вероятно, и финансируется дефицит этого года - ну и ещё из роста госдолга, но он пока невелик, менее триллиона.
Сразу уточню, несмотря на номинальный рост госдолга, его величина в % к ВВП пока выглядит вовсе не так страшно, и по сравнению с началом 2021-го (после роста из-за короны) даже несколько снизилась.
Оригинал - на Дзен