Про индульгенцию солдатам вермахта в СССР

Dec 19, 2022 18:58


Расчеловечивание, признание допустимыми любых зверств, любых преступлений против даже мирного населения страны-противника, как мы помним, было характерной и ужасной чертой немецкого фашизма. Широко известна цитата "Я освобождаю вас от химеры совести", приписываемая Гитлеру. Впрочем, её источник достаточно сомнителен, да и нацистская верхушка в своих публичных заявлениях, которые могли быть услышаны на международной арене, старалась быть осторожной, по крайней мере, в начале войны.

Другое дело внутренние документы, законы и распоряжения. В этом плане подлинным доказательством преступлений нацизма является Указ "О применении военной подсудности в районе Барбаросса" за подписью Кейтеля, главы Верховного командования вермахта (немецких вооружённых сил) был издан 13-го мая 1941-го, секретно разослан в войска, а до 1-го июня и вовсе не подлежал огласке.

О чём же в нём говорилось? Во-первых, о том, что преступления местного населения против немцев должны расследовать военные суды, а всякие сопротивляющиеся и нападающие на немецких солдат и обслуживающий персонал (будь то партизаны или просто одиночки) должны беспощадно уничтожаться. Во-вторых, что касалось преступлений солдат против местного населения, то тут оговаривался такой порядок.


За действия, совершенные личным составом вермахта и обслуживающим персоналом в отношении вражеских гражданских лиц, не будет обязательного преследования даже в тех случаях, когда эти действия являются военным преступлением или проступком.

Судья решает, следует ли в таких случаях наложить дисциплинарное взыскание, или необходимо судебное разбирательство. Судья предписывает преследование деяний против местных жителей в военно-судебном порядке лишь тогда, когда речь идет о несоблюдении воинской дисциплины или возникновении угрозы безопасности войск. Это относится, например, к тяжким проступкам на почве сексуальной распущенности, преступных наклонностей, или к проступкам, способным привести к разложению войск. Не подлежат смягчению уголовные действия, в результате которых были бессмысленно уничтожены места расположения, а также запасы или другие военные трофеи в ущерб своим войскам.

При рассмотрении необходимо чрезвычайно осторожно относиться к показаниям вражеских гражданских лиц.

Таким образом, фактически узаконивались любые преступления против мирного населения СССР, за исключением лишь тех случаев, когда они принимали формы явного разложения или угрозы безопасности войск. Однако даже немецкие военачальники (Гудериан, например) говорили о том, что данный приказ поспособствовал падению дисциплины в немецкой армии. Кроме того, понятно, что бессудные немецкие зверства мотивировали советскую армию на ещё более ожесточённое сопротивление захватчикам, показавшим, что никакой нормальной жизни при их власти и быть не может.

Кейтель на Нюрнбергском процессе был признан виновным в преступлениях против мира и военных преступлениях, сознательном нарушении всех конвенций и правил ведения войны, уничтожении мирного населения. Он пытался оправдаться тем, что лишь исполнял волю Гитлера, что не понимал, где грань, после которой начинаются военные преступления:

Я верил, и я заблуждался... Печально сознавать, что солдатские добродетели - исполнительность и преданность - были использованы в столь низменных целях. Печально и то, что мне так и не удалось определить ту границу, за которой выполнение солдатского долга превращается в свою противоположность...

Однако это не помогло: исполнение преступной неправомерной воли вышестоящего руководства всё равно считается преступлением, да и фактов сопротивления Кейтеля этой воле представлено не было, и по решению трибунала в октябре 1946-го он был казнён через повешение.

Кстати, тот факт, что приказ о подсудности в районе Барбаросса появился ещё в середине мая, более чем за месяц до начала Великой Отечественной, - это ещё одно доказательство того, что нападение Германии 22-го июня было никаким не превентивным, а сама концепция якобы превентивного удара (широко распространяемая историком-любителем Резуном и его поклонниками) не выдерживает никакой критики и является лишь пересказом нацистской пропаганды, тщетно старавшейся обелить себя. При этом пропаганда даже не озаботилась предоставлением каких-либо доказательств этой "превентивности" международному сообществу: видимо, думая, что сателлиты и население Германии и так поверят, без доказательств, а остальные в любых фальшивых "доказательствах" распознают подлог.

Более того, этот документ - яркое свидетельство тот, что нападение даже изначально планировалось особо жестоким, что ожесточение не было результатом сопротивления, или затяжной войны. И во время Перестройки, и сейчас ещё периодически раздаются голоса - мол, сдались бы, присоединились бы к Германии, глядишь, и жили бы более-менее спокойно (скажем, как Франция) и "пили бы сейчас баварское пиво". Однако знакомство с такими документами, с неопровержимыми фактами нацистских преступлений против мирного населения, показывает: не было бы нормальной жизни при таких властях, которые позволяют своим войскам такие преступления. И не в качестве ответной меры (как скажем, бомбардировки Берлина), а в качестве якобы превентивного (а на деле - устрашающего) удара.

Также иллюстрацией этого тезиса может служить судьба Польши. Она формально не сдалась (президент бежал, было создано правительство в изгнании, продолжавшее борьбу в координации с подпольем), однако отдельные группы войск в ней капитулировали спустя месяц после немецкого нападения, и на тот момент потери Польши были не так велики в масштабах Второй Мировой, в районе 100 тыс. человек. Однако по итогам всей войны, на 1945-й, Польша стало 3-ей страной антигитлеровской коалиции по абсолютному числу потерь, и 1-й - по относительному, в % от численности населения.



Создана на основе https://commons.wikimedia.org/wiki/File:World_War_II_Casualties.svg

Погиб примерно каждый 5-й - 6-й. В основном это объясняется Холокостом, преследованием евреев, но и положение собственно поляков было не таким уж завидным, немцы проводили кампании против польской интеллигенции и офицеров. На диаграмме заметно, что подавляющая часть потерь Польши была именно среди мирного населения. Её пример показывает: избежать потерь скорым поражением, капитуляцией войск было невозможно. Неудивительно, что фашисты, показавшие своё отношение к народам наших восточноевропейских стран во время боевых действий, проводили свою убийственную политику против них и на уже оккупированных территориях.

Оригинал - на Дзен.

Previous post Next post
Up