Легендарные зенитчицы...

May 10, 2024 09:49

«Вспомним события тех трудных дней. Первые налеты вражеской авиации на Лискинский железнодорожный узел начались в конце 1941 года. А летом сорок второго все Правобережье оказалось в руках гитлеровцев. Вражеские бомбардировщики стали совершать планомерные налеты на наш город.
К примеру, 10 июня 1942 го¬да Лискинский узел бомбили свыше 60 вражеских самолетов, сбросивших более 600 бомб. С этого времени такие налеты повторялись и днем, и ночью. Разумеется, и город, и узел были бы стерты с лица земли, если бы не зенитчики и прожектористы. Они противопоставили фашистским стервятникам свою стойкость, выучку, героизм. И победили. Несмотря ни на какие ухищрения противника. Однажды, пользуясь затишьем, немецкий летчик днем на советском самолете «Пе-2» пытался прорваться на железнодорожный мост. Но зенитчики каким-то чутьем разгадали и предотвратили опасность, отогнав самолет. Стервятник сбросил бомбы, не долетев до намеченной пели...
Немцев особенно бесило, что у зенитных орудий были девчата... В один из июльских дней 1942 года они решили покончить с ними. Вражеские бомбардировщики шли пятью волнами, по девять машин в каждой. Тщетно. Шесть стервятников рухнули на землю. Еще три, задымив, потянули на свой аэродром. Остальные, освободившись от тяжелого бомбового груза. убрались восвояси. Через месяц при массирован¬ном налете еще два «хейнкеля» догорели на земле. Но, конечно же, победы доставались нелегко. Геройской смертью на нашей земле погибли старший лейтенант Гайтанжи, лейтенант Курносенко, рядовые Александра Блинова, Мария Плешакова, Елизавета Королева. Дальномерщик Мария Никишина потеряла обе руки, связистка Ефимович была ранена.
Зимой 1943 года немецких захватчиков изгнали с лискинской земли. А весной передислоцировались и зенитчики. Но угроза налетов вражеской авиации дальнего действия на узел сохранялась. На охрану его прибыла зенитная батарея 183-го зенитно-артиллерийского полка, которую, кстати, доукомплектовали из девушек, призванных Лискинским военным комиссариатом. Вот их имена: Анна Стрельцова, Полина Маслова. Мария Колесникова Екатерина Чичканева, Ольга Скрыпникова, Вера Каплина, Ольга Турова, Любовь Шидогубова. Командир батареи старший лейтенант Марченко и командир огневого взвода лейтенант Масюков направили в качестве прибористов девушек в отделение старшего сержанта Галкина.
Наши землячки быстро освоили свои обязанности, а при отражении налетов вражеских стервятников проявили умение и геройство. С июня по ноябрь 1943 года противник недосчитался в небе над Лисками еще трех самолетов. Воинские эшелоны бесперебойно шли на фронт через узел. Вместе с нашими девушками дорогами войны прошел командир зенитного орудия сержант Василий Анушкевич, ныне живущий в нашем городе. Однажды при встрече я спросил у Анны Стрельцовой (Анушкевич) : «Страшно было?» И услышал в ответ:
- Конечно, страшно. Но нами руководила жгучая ненависть к врагу. Были и слезы, когда от усталости и напряжения ныло все тело. Но во время боя никакие жалоб, даже когда рядом погибала подруга.
Так сражались хрупкие дев¬чата. даже в форме они оставались. по сути, мирными людьми. Но преображались в бою. И тогда горели самолеты врага.
Сформированная на башкирской земле 219-я стрелковая дивизия (командир - полковник В. П. Котельников, начальник штаба - полковник А. С. Пыпырев) в начале июля 1942 года заняла линию обороны в районе сел Щучье-Петропавловка-Колыбелка вплоть до Павловска с двумя плацдармами на правом берегу: у сел Щучье и Первое Сторожевое. Растянувшись на 50 километров, дивизия, вопреки всем правилам военного искусства, более полугода сдерживала ата¬ки хорошо оснащенных техникой немецко-фашистских войск. Только неширокая полоса Дона преграждала фашистам путь дальше, в глубь России, полоска реки да стойкость и мужество воинов 219-й стрелковой...
О том, с каким ожесточением велись бои, на этих донских рубежах, рассказывает участник этих боев, бывший старший сержант командир отделения ПТР 2-го батальона 727-го стрелкового полка Александр Иванович Оголихин:
- В северо-западной части Лискннского района фашисты сконцентрировали крупные силы, стремясь прорвать нашу оборону в районе села. Первое Сторожевое. В ночь с 10 на 11 сентября был получен приказ, согласно которому 710-й и 727-н стрелковые полки должны были поспешить на помощь 25-й стрелковой дивизии… Свежие силы сделали своё дело, атака немцев была отбита…» [В танковом бою в районе села Сторожевое автор воспоминаний был тяжело ранен]. «Наступили долгие госпитальные дни. В январе 1943 года я узнаю о судьбе своих товарищей H. Т. Петрова, М. И. Сулимова, С. П. Лопухова, которые удержали тогда плацдарм, а потом вер¬нулись па прежние позиции. Со Щученского и Сторожевского плацдармов Воронежский фронт начал генеральное наступление на Харьков. Ранение у Александра Ива¬новича Оголихина оказалось тяжелым -- начиналась газовая гангрена. Врачи Тамбовского эвакогоспиталя № 1106 сделали все возможное, чтобы спасти нoгу 19-летнему воину. Александр Иванович и поныне благодарен своим спасителям: военврачам Любимовым, а также всему медицинскому и обслуживающему персоналу госпиталя. Долечиваться Александру Оголихину пришлось в эвакогоспитале, в Ижевске. Такова судьба одного из ветеранов 219-й стрелковой дивизии, которая прошла славный путь. Она принимала участие в Острогожско-Россошанской операции, освобождении Харькова. Ее воины сражались на Орловско-Курской дуге, освобождали Белоруссию. Калининскую и Псковскую области. Она была удостоена почетного наименования «Идрицкая», а за участие в освобождении латвийского города Резекне награждена орденом Красного Знамени». [Такое же географическое наименование получила 150-я дивизия, чей флаг был установлен на Рейхстаге в мае 1945 года - А. П.]
Дегтярёв Д. На донских рубежах. Геройски сражались славные девушки-зенитчицы на лискинской земле. //Ленинское знамя, 9 мая 1991 года.

Великая Отечественная война, краеведение

Previous post Next post
Up