Итоговое заседание Душевной вечери

Dec 31, 2023 04:22



Воронежская земля и рубежи цивилизаций.

Завершается трудный 2023 год, когда нам дано было Господом время ясно осознать, где мы находимся, кто желает нам Победы и одоления, а кто - исчезновения с карты мира и из истории. Не первый раз Россия - Святая Русь - находится на огненном рубеже цивилизаций. Когда-то цели и задачи Русского Мира осознавались нашими предками более отчётливо. Те сведения, которые вы, дорогие читатели, встретите на страницах этого номера, для большинства будут принципиально новыми и, возможно, неожиданными. Но таковы факты. Все приведённые примеры имеют строгое документальное основание. Начнём с эпизода из истории Дивногорского монастыря. В «Пензенских епархиальных ведомостях» (1915 год, №12. С. 464-472) была опубликована заметка «Наши священно-служители на войне». В ней говорится об иноке Дивногорской обители иеромонахе Полиевкте, служившем на передовой в районе древнего русского города Львова, отбитого Русской Императорской Армией у австрийцев, но затем снова попавшего под немецкое иго. Надо заметить, что дивногорские чернецы бывали во Львове ещё в XVII столетии. Так что, о. Полиевкт в рядах Русской Армии шёл по следам своих далёких предшественников.«Молодой иеромонах Дивногорского Успенского монастыря, высокий, стройный, с добрым лицом и красивыми добрыми глазами. Он весь отдался своему пастырскому служению. Беззаветно смелый и глубоко религиозный о . Полиевкт… всегда спешит туда, где в данный момент наибольшая опасность. Ждут не дождутся солдаты его приезда в окопы и сами говорят, что «потом делается легче». Знают о. Полиевкта далеко вокруг и наперебой приглашают его к себе. Никогда не отказывается о. Полиевкт от приглашений. Быстро оседлывается его горячая буланая лошадка, так же быстро одевает он свою шубу и меховую шапку с наушниками; как чистый кавалерист, вскакивает в седло, в одной руке повод, а в другой кожаный сак с облачением, Дарами, Евангелием и крестом, и мчится туда, где его уже ждут с нетерпением. Лучшего знатока местных дорог на много десятков вёрст кругом нет, ни один ординарец их так не знает. «Окопный батюшка», - говорят про него военные. Слава о. Полиевкта растёт, его знают … чуть ли не под Львовом и вспоминают с большим уважением» (С. 471). Долгие десятилетия, если не столетия, ждали в Галиции братьев из Северной Руси те, кого звали «москвофилами». И те, кто остался в родном краю, и те, кто был вынужден искать краюшку хлеба за океаном. Суровой мачехой была Австрия для русинов, и сотни тысяч их, в условиях, когда переезд в Россию был запрещён, искали лучшей доли в Северо-Американских Соединённых Штатах. Именно там была учреждена газета «Русская Земля», заинтересовавшая жителя Воронежа, подпоручика Устиновского (можно смело предположить - связанного узами родства со священниками Устиновскими, жившими в Лискинском крае). 14 июля 1916 года газета «Американский Православный Вестник» опубликовала письмо Устиновского русинским журналистам: «Искренно, от всего русского сердца, благодарю редакцию газеты «Русская земля» за присланные номера. Хотелось бы иметь все с №1. Сообщите, как переслать деньги за газету на 1916 год, каковую прошу выслать по адресу: город Воронеж, Мало-Богоявленская №12, «Русская Духовно-Патриотическая Библиотека». Желаю широкого распространения «Русской Земле». Да поможет вам Господь во славу Православной Веры и Великого Русского Царя». Вот так, через США, карпатские и галицкие русины установили связь с Воронежем…
Завершить экскурс в историю практического национального самосознания мне бы хотелось материалом из того же «Американского Православного Вестника» за 21 июля 1916 года. В статье «С миру по нитке, голому рубашка!» Н. Василевский описывает концерт 17 (30) июля 1916 года в городе Юнкерсе (Йонкерсе), данный в пользу беженцев из Прибалтики, Царства Польского, Белоруссии и Галиции. «Бедные наши, родные русские беженцы! Знаем мы вашу нужду, знаем мы ваши лишения, знаем мы ваши тяжкие испытания… По мере сил своих стараемся хоть крошечной частицей поделиться с вами от своих скудных средств, и хотя может миллионную долю ваших страданий, но облегчить своими скромными лептами… В настоящую минуту и наш Юнкерский Православный хор здесь в Америке вспомнил о вас и устроил в вашу пользу большой и интересный концерт, сбор с которого будет послан вам, наши дорогие братья - беженцы!». Вот так, когда-то и граждане США, выходцы из Галиции, называли нас братьями… Сборы на Русский Красный Крест производились даже в… Берлине - конечно, не в столице прусского милитаризма, а в городке в Нью-Гемпшире, русины на братьев Великой Руси собрали 65 долларов за один день в 1916 году…
Должен заметить, что те же фамилии, которые упоминались в 1916 году при организации сборов - Коханик, Гладик, Дзвончик - вновь прозвучали в 1941 - 1945 годах, когда собирали деньги уже на нужды раненых и сирот в СССР. Преемственность выразилась в 1944 году, когда Православное Общество Взаимопомощи русинов в США призвало напрячь все силы для содействия Красной Армии в сокрушении фашизма и нацизма, о чём с неприязнью писала газета мазепинцев «Свобода» (29-го липня 1944). Это Общество существовало ещё в 1915 году, и тогда тоже помогало Руси бороться с тевтонами. Эта преемственность борьбы за Русский Мир да вдохновляет нас в грядущем году на новые победы!
Кандидат исторических наук Алексей Поповкин.

Русинство, Отечественная война 1914 г., Краеведение, Великая Отечественная война, Русскiй Мiръ

Previous post Next post
Up