Царьградские Святыни в судьбах Святой Руси.

Jun 22, 2023 05:16



Весной и в начала лета нынешнего года отмечается несколько юбилейных дат, связанных с общей историей Руси и Византии. Наиболее древние события связаны с юбилеем Преподобной Евфросинии Полоцкой (ок. 1104 - 1173 гг.).
11-12 июня нового стиля - память падения Царьграда в 1453 году в руки жесточайших врагов Православия, турок-османов. И, вместе с тем, в эти же дни отмечается явление «с греческой стороны» на Сохотском болоте недалеко от Ростова Великого Животворящего Креста Господня в 1423 году, вместе с иконой Святителя Николая. Ныне этот крест известен под именем Годеновского, по селу Годенову, где находится подворье Никольской обители Переяславля-Залесского (а на месте самого явления Креста основан монастырь, он относится к Шуйской епархии). На подворье Никольского монастыря строится храм в честь Софии Премудрости Божией - по образцу Константинопольского. Это строительство продолжит череду Софийских храмов, о которых так точно написал в 1915 году Сергий Николаевич Дурылин, богослов и педагог (1886 - 1954): «Во свидетельство о преемстве (Руси по отношению к Византии)… русская политическая, религиозная и художественная сила воздвигает и у себя, на лоне земли православной, крестной дщери Византии, храмы Софии сначала в Киеве, затем немедленно в Новгороде, до отдалённейших окраин государства Русского, до глубины Азии, до Сибири (Тобольская София) и Пекина, где позднейшая из русских Софий возведена была политической мудростью албазинских пленников, как-бы пророчески указавших этим, до каких пределов простираются миролюбивые и миротворные обязанности Третьего Рима. Храмы Софийские предназначались для поддержки связи и родства с духовным и государственным заветом Византии о всемирном братстве и соборном объединении единоверных, воплощали собою чествование высшей мысли, высшей мудрости в смысле христианском…». Вместе с тем, осквернение константинопольского храма Св. Софии латинским служением стало, по мысли русских Святителей, причиной падения Константинополя. И греки, осознавшие свой грех перед Премудростью Божией, на «русый род» возлагали надежду на освобождение порабощённых христианских народов. Так говорил московским вельможам и Царю Феодору в XVI веке Святитель Иеремия (Транос), Патриарх Константинопольский: «Вся благочестивыя во твое царствие воедино собрашася; и ты един под небесем христианский царь именуешися во Вселенней». Зримым символом этого собирания стал резной деревянный Иисусов Крест на Никольском погосте, ныне Годеновский. Он не был первым из греческих крестов, принесенных на Ростовскую землю: ещё в 1322 году крест из Царьграда доставлен был в свою вотчину боярином Аверкием - в 1799 году святыню перенесли в Богоявленскую церковь села Угодичи и к 1917 году она ещё сохранялась там. После явления Креста на Сохотском болоте в 1423 году (по другим сведениям, в 1467 г.) местный Князь Василий Александрович Ластка-Ростовский распорядился написать четыре копии его красками и разослать: в Ростов, в Успенский собор, в село Угодичи (где линия преемственности от Святыни 1322 года, таким образом, продолжалась), в село Приимково и в село Никольского, в удел княжеского брата - Ивана Александровича Лобана-Ростовского. В 1520 году в летописях говорится о почитании Иисусова Креста боярами Бельскими, приближенными к Царскому Двору - так слава о святыне дошла от Сохотского болота до белокаменной Москвы. В храме на Никольском погосте, кроме самого почитаемого - деревянного Иисусова креста - были и кресты металлические, мощевики. В одном из них находились мощи пророка Захарии, Иоанна Предтечи, апостолов Матфея, Марка и Луки, свв. Николая, Исайи и Игнатия, преподобного Авраамия, апостола Варнавы. Это напоминает нам о мощевике св. Евфросинии Полоцкой - кстати, в 1915 году нетленное тело Полоцкой игумении и паломницы в Иерусалим нашло временное упокоение именно на Ростовской земле, в Авраамиевом монастыре.
Пережив лихолетье XX века, продолжают источать благодать исцелений Святыни, общие для Рима Второго и Рима Третьего - Годеновский Крест и мощи св. Евфросинии.


Молитвами Святых Цареградских и Российских, да помилует нас Господь, да укрепит нашу веру и поможет в трудной и кровопролитной обороне от зла, в очередной раз нахлынувшего в наши дни с Запада!
К.и.н. Алексей Поповкин.

личное, Годеновский Крест, Святая Русь

Previous post Next post
Up