Поступила в фонд Владимирского собора Лисок в декабре 2022 г., находилась у частных владельцев. Бумага, литография. Остатки фолежного обряжения удалены по причине их растрескивания. Стекло также удалено по причине сильных повреждений. На оборотной стороне оклада - первая полоса газеты "Ленинское знамя" за 1982 г. (печаталась райисполкомом Лискинского района, единственный официальный источник информации для района до конца 1990-х гг., в 1991 г. переименована в "Лискинские известия", под этим именем выходит и сегодня).
Подобные иконы я встречал и раньше. Для них характерна типографская разметка, существующая и на сегодняшних массовых полноцветных образцах печати (обертки, цветные газеты, плакаты и т.п.). Если присмотреться, то можно увидеть, что в левой части св. Образа есть разметочный крест - это именно технический знак, а не религиозный символ. Мне приходилось видеть с такой разметкой "Спаса Вседержителя" и икону Св. Иоанна Предтечи. Смоленская икона "многотиражного" типа попала в мои руки впервые.
Подобные иконы изготавливались в последние годы перед революцией. Начавшаяся Отечественная война 1914 г. требовала массовости во всём. Процесс военной индустриализации и ускорение темпа жизни в 1914 - 1916 гг. сильно повлияли даже на такие традиционные виды искусства и промыслов, как иконопись и изготовление деревянных окладов с фолежным обряжением. Настоящая фольга применялась всё реже, любой недрагоценный металл использовался, прежде всего, для военных нужд. Вместо неё под стекло вставлялась плотная позолоченная или посеребрённая бумага. Именно поэтому, кстати, обряжение 1914 - 1917 гг. сохраняется гораздо хуже, чем аналогичные украшения 1880-1900-х гг.
Как известно, с начала 1900-х годов по почину Св. Государя Николая II, унаследовавшего от Отца и бабушки любовь к древнерусскому искусству, был предпринят ряд шагов по оздоровлению иконописного промысла - учреждён Комитет попечительства о русской иконописи, в 1905 г. издан первый том "Лицевого иконописного подлинника" и подготовлен второй (академиком Никодимом Кондаковым). Затем, в 1915 г., на свет появилось "Общество возрождения художественной Руси", которое могло бы вывести дело оздоровления русской иконописи на широкий простор (к 1916-1917 гг. насчитывало около 300 членов), но этому помешала революционная смута. Но некоторые важные положительные изменения упомянутым учреждения в иконописный промысел внести все же удалось, и представленная литография является этому доказательством. Дело в том, что настоящей язвой иконописи на рубеже XIX - XX веков были так называемые краснушки - "недоиконы", доски, даже не покрытые левкасом, на которых грубо малевались лишь лики и руки Господа, Богородицы и святых, что представляло, по удачному выражению приснопоминаемого о. Павла Флоренского, "образ развоплощения" и граничило с прямым кощунством. Уродство краснушек прикрывалось не менее грубым фолежным окладом, на котором густой сажей выводились необходимые надписания. Существование краснушек вызывало гнев Царя Николая Александровича и ценителей русской старины - графов Олсуфьева и Шереметева, братьев Васнецовых, Михаила Нестерова, Великого Князя Сергия Александровича. Поднимался вопрос о искоренении краснушек и на Поместном Соборе 1917 - 1918 гг. и предсоборных мероприятиях 1906 и 1912 - 1916 гг. На литографиях 1914 - 1916 гг. (допечатывавшихся и в 1918 - 1922 г. там, где это позволялось, то есть, главным образом, у "Белых") Господь, Богородица и св. Угодники Божии представлены в целости, согласно подлинникам и канонам. Кроме литографий, создавались и иконы "полного цикла" (паволока, левкас, многослойная темпера...), по стилю напоминавшие образы первой половины XVII века. Мне приходилось видеть такие иконы в нашем районе (одну в одном храме, и две того же иконостасного набора - в другом).
Литографии 1910-1916 гг. в конце 1980-х гг. использовались как образцы для массовых тиражей икон Софрино. У меня есть икона Спаса Вседержителя 1993 г., повторяющая, в уменьшенном виде, литографию 1915 - 1916 гг.
Для сравнения: Смоленская икона Божией Матери, список XIX века:
Но вернемся к нашей нынешней иконе. Достоверно известно, что в ноябре 1982 года она находилась в Лискинском районе. Это первое столь точное свидетельство бытования образа в советское время именно в наших краях. Для примера - у меня есть бумажная икона, вероятно, фотокопия с дореволюционного образа, на которую с обратной стороны наклеена обложка книги, напечатанной в 1963 г. в Казахской ССР. То есть, очевидно, что икона была в семье верующих людей в советский период, но доказать документально её связь с Лискинским краем не представляется возможным.
Здесь же ошибиться невозможно.
Далее - почему Смоленская? К нынешнему времени почти все забыли, что в Воронеже до революции возвышался величественный Троицко-Смоленский собор, и воронежский список Одигитрии Смоленской, прославленного древнерусского образа, почитался в нашем крае, наряду с Владимирской и Тихвинской иконами (их местночтимыми списками), а также с Дивногорской Сицилийской.
Очевидно, в 1982 году людям, которые в сознательном возрасте могли посещать Троицко-Смоленский собор, было около 80 лет - возраст почтенный, но далеко не всегда сопровождающийся старческой дряхлостью и потерей памяти. Таким образом, вполне вероятно, что новый оклад и киот взамен обветшавших могли быть заказаны человеком, жившим в Георгиу-Деже и при этом некогда посещавшим Троицко-Смоленский собор. Где, кстати, литография и могла быть приобретена. Хотя особенностей, характерных именно для воронежского списка Смоленской иконы, на нашем сегодняшнем образе нет, для человека, приобретшего образ, это не было принципиальным. Для него главным было именно происхождение литографии, основное внимание он уделял иконографическому типу, а не подробностям. Так, перед нами, между прочим, доказательство того, что почитание главной иконописной святыни Воронежа XVII - начала XX веков не прекращалось и в самые глухие годы советского атеизма.
Икона, напечатанная в канун революции и Гражданской войны на самом хрупком материале, пережила весь XX век. Она уцелела в 1930-е гг., когда в огне комсомольских костров сгорали и образа эпохи Св. Андрея Рублева, перед ней молились о Победе над супостатом в 1942 - 1943 гг., когда враг вплотную подошёл к Лискам и на правобережье Дона бушевал фашистский террор. Её не выбросили и в 1960-е гг., когда из каждого репродуктора неслись глупые песенки про то, что "Гагарин в космосе побывал, а Бога там не видал" (тёплые, а главное, подлинные слова Гагарина о московском Храме Христа Спасителя до ушей советских слушателей тогда не долетели). И вот теперь она перед нами. Хранительница нашего ключ-города Смоленска, вековечного стража на пути западных супостатов. Милосердная Мать, осенявшая сыновей Российской Империи в 1812 году. И русских солдат 1941 года, как о том прикровенно, но ясно написано в советской ещё книге "Москва близко к сердцу". Цель паломничеств богомольцев в Воронеж, не менее важная, чем мощи Святителя Митрофана.
Пресвятая Богородица, спаси Землю Русскую, да дарует Твоими молитвами Господь ПОБЕДУ воинству нашему, как в 1812 и 1945 годах!
Алексей Поповкин.