Лискинский гость в Академии Ильи Глазунова.

Nov 05, 2022 01:57



Императрица Мария Александровна и её внук Св. Николай Второй (в центре)
Преподаватель Воскресной школы Владимирского собора Лисок, кандидат исторических наук Алексей Александрович Поповкин был приглашён для чтения доклада на XXV Елисаветинско-Сергиевских чтениях, проходивших в нескольких российских регионах. Финальным аккордом чтений стало заседание 1 ноября 2022 г. в Москве, в историческом доме Юшкова, конца XVIII - начала XIX веков, где в настоящее время размещается Российская Академия Живописи, Ваяния и Зодчества имени Ильи Глазунова. Тема чтений - «Августейшие сестры Елизавета и Александра - подвиг милосердия», выбор данный темы определялся одним из важнейших юбилеев нынешнего года - 150-летием со дня рождения Св. Царственной Страстотерпицы, Государыни Императрицы Александры Феодоровны Младшей (1872 - 1918).
Московский этап международной конференции начался торжественным богослужением в Марфо-Мариинской обители на Ордынке. Затем гостеприимный хозяин особняка Юшковых, нынешний ректор Академии Иван Ильич Глазунов пригласил участников в актовый зал. Давние дружеские узы связывают Академию и Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество, ставшее инициатором как всех предыдущих, так и нынешних Чтений, изначально задумывавшихся как мероприятие по возрождению памяти о Св. Преподобномученице Великой Княгине Елисавете Феодоровне и её муже, генерал-губернаторе Москвы, павшем от рук террористов Великом Князе Сергии Александровиче. В доме Юшкова в XIX веке также располагалось училище живописи, ваяния и зодчества, находившееся тогда в ведении Министерства Императорского Двора (по уставу 1896 г.). Великий Князь Сергей Александрович был, по должности, председателем Московского художественного общества, создавшего училище в доме Юшкова, и, таким образом, чтения в память Великого Князя и его семьи проходили в здании, связанном с его деятельностью. Художник Павел Корин, входивший в дружеский круг Св. Елисаветы и женатый на воспитаннице её приюта, был выпускником этого училища. Эти и подобные факты неоднократно упоминались во время пленарного заедания и последующих дискуссий.
После краткой молитвы прозвучали приветствия от викария Святейшего Патриарха, Митрополита Воскресенского Дионисия (прочёл о. Димитрий Рощин), Правительства Москвы, Государственного Архива Российской Федерации. Собрание приветствовала представительница монастыря Св. Марии Магдалины в Гефсимании (Иерусалим) монахиня Магдалина (Проферансова). Участники и гости заслушали более десяти докладов и сообщений, подготовленных учёными из Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда на Балтике, Псковской и Воронежской областей.
Кандидат исторических наук, педагог Воскресной школы при соборе в честь Владимирской иконы Божией Матери, преподаватель АНПОО «Региональный экономико-правовой колледж» (г. Лиски), научный руководитель Нижнеикорецкого музея ВМФ Алексей Александрович Поповкин ознакомил собравшихся с докладом «От Гессенской Принцессы к «Матери Отечества»: восхождение к первообразу. Императрицы Мария Александровна и Александра Феодоровна, Великая Княгиня Елисавета Феодоровна (1841 - 1918 )». Отметив, что многовековое наследие православного воспитания в семье сначала Московских Рюриковичей, а затем, преемственно, и Романовых, определённым образом начало влиять на иностранных принцесс и принцев при русском Дворе уже с середины XVIII века, докладчик, в качестве отправной точки для сравнения избрал российский архетип правительницы Нового времени - «Матери Отечества и Великой» (титул Екатерины Второй, в свою очередь, опиравшейся на старые московские и византийские образцы). Именно с Екатериной Второй сравнивали Императрицу Марию Александровну, а Государыня Александра Феодоровна Младшая, по её собственным словам, имела желание стать подлинной матерью нашего народа. «Белым ангелом Москвы, Великой Матушкой» мы называем супругу сына Марии Александровны Сергия, преподобномученицу Елисавету. Логически продолжая замечание м. Магдалины (Проферансовой) о воздействии православия на сердечное расположение иностранцев, Алексей Поповкин привёл высказывание Короля Черногории Николая о Мариинском русском институте в Цетинье: по словам балканского монарха, это учреждение стало «творением русского сердца», и это сердце билось в груди урождённой Гессенской Принцессы - Императрицы Марии Александровны, создательницы института. Далее докладчик провел целый ряд исторических параллелей, открывая незримые до этого нити преемственности от Марии Александровны к святым сёстрам Александре и Елисавете. Торжества в Святогорской пустыни (ныне Лавре) в августе 1861 года, когда народ проявил сыновнюю привязанность к Государю и Государыне, стали прообразом Саровских торжеств.
Князь Мещерский вспоминал: «Тут, среди веселящегося о своём Царе народа, пришлось испытать необыкновенно сильное впечатление, ибо это была картина, изображавшая собою то, чего на моём веку не пришлось увидеть вновь, - минуту полного народного счастья. Когда поздно вечером Государь с семьёю и с хозяйкою дома (княгиня Татьяна Борисовна Потемкина, владелица Артека, Гостилиц и домика в Святых Горах) сели в катер её, чтобы в эту тёплую лунную ночь плыть по Донцу, глазам их представилась картина тоже небывалая. Оба берега Донца были ярко освещены разноцветными огнями; в большом катере, плывшем за Царским, раздавалось чудное пенье святогорских певчих, а на берегах и на Донце десятки тысяч народа неумолкаемо кричали ура… Чтобы ещё более оценить духовную красоту этого события, нельзя не прибавить то, что мне говорил тамошний исправник «Здесь было собрано десять полицейских на десятки тысяч народа, и те оказались лишними: в эти три дня ни одного не было пьяного и ни одного подобия безпорядков» (В.П. Мещерский - Среди газет и журналов//Новое время, 21 февраля (6 марта) 1911 г.).
Между 1861 и 1894 годами был для Святогорья ещё 1888 год. Близ станции Борки произошло крушение поезда, были пострадавшие и погибшие, но семью Александра Третьего Господь сохранил. В память об этом событии был выстроен Спасов Скит, который на первых порах поддерживала та самая Святогорская пустынь, которая в 1861 году стала свидетельницей единения Царя, Царицы, монашеской братии и богомольцев - что прообразовательно напоминает Дивеевские торжества 1903 г.
Впервые Императрица Александра вступила в священное пространство Марии Александровны, в пространство Святых Гор, в дни плача. 28 октября 1894 года новая Императрица, сопровождавшая гроб Александра III, молилась у Спасова Скита, устроенного Святогорской пустынью - там, где в 1888 году Господь явил чудо спасения Императорской семьи. Снова, 16 сентября 1902 года Императрица Александра Феодоровна прибыла с Царственным Супругом в Спасов Скит, возведённый усилиями Святогорской пустыни. «Государыня с великой княжной Ольгой Николаевной соизволила выйти на платформу. Здесь имели счастье представиться Их Величествам управляющий губернией Осоргин и губернский предводитель дворянства Курченинов. Их Величества проследовали в храм Христа Спасителя, где преосвященный Стефан приветствовал Их Величества кратким словом. Выслушав краткое молебствие, Их Величества проследовали в часовню, где была отслужена краткая лития с провозглашением вечной памяти Императору Александру III» (Телеграммы 17-го сентября.//Новое время, 18 сентября (1 октября) 1902 г.).
Даже в 1916 году «рассказы… о приезде сюда (в Святые Горы) покойного Государя Императора Александра II с Августейшим Семейством» повторялись в народе (Полторжицкий А.С. В Святых Горах.//Приазовский край, 25 августа 1916 г.)
Обычай Марии Александровны дарить пасхальные яйца (ей помогал Великий Князь Сергий) стал основой для приложения, уже при следующем царствовании, талантов фирмы Фаберже. Молитва, составленная Св. Филаретом для Марии Александровны в 1840-е годы, благоговейно сохранялась в семье будущего сподвижника Императрицы Александры, вершителя повседневных дел Татианинского комитета св. Алексия Нейдгардта. Завершил докладчик своё выступление цитатами из посланий Императрицы Марии Александровны и Великой Княгини Елисаветы Феодоровны, которые по смыслу продолжают друг друга: «С радостью благодарю Бога за то, что Он явил пред лицом России горячее усердие верных сынов её к святому делу попечения о раненых и больных воинах. Во всех условиях и во всех краях нашего Отечества отозвались их нужды и страдания, и отовсюду явились в изобилии жертвы и труды на дело братского о них попечения… По словам нашего Небесного Учителя Дух животворит, позвольте же пожелать, чтобы животворящий Дух Господень вас, тружеников для воинов-героев, проливающих кровь за нас для их матерей, жён и детей, слёзы коих вы осушаете. Трудная и ответственная задача лежит на нас всех, воспитывая новое поколение - будущую Россию, надо вложит в него сознание, что дети героев должны быть достойны отцов, положивших жизнь за Веру, Царя и Родину…».
Алексей Александрович Поповкин преподнёс в дар Елисаветинско-Сергиевскому обществу сборник докладов проводившихся в Лисках Ушаковских чтений 2018 - 2022 гг. (со своей статьёй и докладом студенток колледжа Виктории Голиковой и Миланы Погуляевой), а также труд краеведов Вячеслава Кулакова и Виталия Сушкова «Кавалерийские формирования на территории Воронежской губернии» (в 1897 году Великий Князь Сергей Александрович побывал на станции Лиски, инспектируя местные кавалерийские части).
Украшением конференции стало выступление Патриаршего и Синодального хора под управлением регента Алексея Пузакова.

Царство Польское, Св_Императрица Мария, Новороссийская Голгофа, моё творчество

Previous post Next post
Up