80 лет со дня мученической кончины Св. Горазда II Чешского и Мораво-Силезского

Sep 05, 2022 08:46











Святой Горазд Новый (в миру Матей Павлик) родился 25 мая 1879 года в селении Груба Врбка в Моравии, входившей тогда в состав Австро-Венгрии. К тому времени в Праге уже действовал православный приход в арендованном у города барочном костёле Св. Николая. Интерес к вере предков пробудился у Матея ещё в гимназии, где он начал в частном порядке изучать церковно-славянский язык, некогда созданный Свв. Кириллом и Мефодием для чехов и мораван. В 1900 году Матей побывал в Киеве, где святыни Лавры и Софийского собора произвели на него неизгладимое впечатление. Уже зная о почитании в чешских землях Святых Бориса и Глеба, Матей приобрёл в Киеве духовные сокровища, подобные тем, которые появились у послов Князя Владимира после посещения Царьградской Софии. 11 октября 1920 года Матей Павлик официально разрывает отношения с Католической церковью. 25 сентября 1921 года о. Горазд получает Епископскую благодать от руки Священномученика Досифея (Васича), великого светильника Сербской Церкви, занимавшего архиерейские кафедры в Нише и Загребе. Как и св. Горазд, св. Досифей был замучен фашистами.
На пути к Православному Возрождению в чешских землях Св. Горазда Нового (Горазд Старший жил во времена Свв. Кирилла и Мефодия) ожидают серьёзные испытания. Сначала Матею, теперь уже Епископу Сербской Церкви, пришлось бороться с властолюбивым Карелом Фарским. Когда-то бывший ближайшим другом и соратником Павлика, Фарский воспринял его переход в Православие враждебно, так как сердце доктора Фарского стремилось к странствованию по стихиям мира сего и не принимало аскетический дух восточных Отцов. Фарский обвинил Св. Горазда в «переходе к худшему клерикализму» и основал собственную секту под названием «чешской национальной церкви». Постепенно раны, нанесённые Фарским, затянулись, и количество православных приходов стало расти. Но появилась новая беда. Бывший русский архимандрит Савватий (Врабец), чех по происхождению, был привлечён щедрыми посулами печально известного смутьяна, Патриарха Константинопольского Мелетия IV (Метаксакиса), и согласился возглавить чешскую православную общину под главенством Стамбула. Паства Святого Горазда оказалась под угрозой изъятия храмов и благотворительных учреждений в пользу структуры, которую возглавлял человек, никому в Чехии и Моравии не известный. Президент ЧСР Томаш Масарик, будучи атеистом, тем не менее, поощрял Савватия и его приближённого Червинку, человека с тёмным прошлым. Св. Горазд, благодаря помощи юристов из Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев, сумел отразить атаку Савватия и Червинки. Сам Святой Горазд неизменно сохранял верность Матери-Сербской Православной Церкви. Лишь в 1940 году, когда огонь чехословацкой государственности был потушен совместными усилиями Гитлера, Муссолини, Чемберлена и Даладье, Св. Горазд получил благословение Патриарха Гавриила (Дожича) на переход под власть Русской Зарубежной Церкви и её митрополита Серафима (Ляде). За время архиерейского служения на чешских землях Св. Горазд основал храмы в Оломоуце и Брно, издал на чешском языке «Святую Литургию» (1927 г.), «Требник» (1931 г.), «Сборник молитв и богослужебных песнопений Православной Церкви», Катехизис и «Жития Святых». В 1929 г. церковный устав для Чешской епархии был утверждён Патриархом Сербским.
Святой Горазд сохранял доброжелательные отношения и с Митрополитом Антонием (Храповицким), Первоиерархом Зарубежной Русской Церкви, и с Архиепископом Пражским Сергием (Королёвым), представлявшим Русский Экзархат Константинопольской Церкви в Чехо-Словакии, часто служил с ними Литургию. Святитель был другом русских изгнанников. Уже на его епископской хиротонии пел хор монахинь русского Леснинского монастыря, разместившегося в Ново-Хопово, на Фрушкой Горе, после эвакуации из России. Русский протоиерей Всеволод Коломацкий был ближайшим сподвижником Св. Горазда на Подкарпатской Руси. По благословению Св. Горазда, о. Владимир Петржик у себя на приходе в Праге венчал русских эмигрантов. Св. Владимир впоследствии станет самым мужественным защитником парашютистов 1942 года, будет даже нелегально доставлять в церковный подвал лекарства для лечения глаз одного из воинов Сопротивления. В 1928 году, 21 октября, Св. Горазд участвовал в закладке первого в истории памятника Русскому Неизвестному Солдату - на Ольшанском кладбище в Праге. В 1929 году Святитель напутствовал русских учителей - эмигрантов, он призвал педагогов сохранять русские национальные традиции у своих учеников вне зависимости от того, где они находятся. В октябре 1938 года Св. Горазд начал путь на свою Голгофу. Он направил послание Предстоятелям Поместных Православных Церквей с призывом осудить насилие, совершаемое над его Родиной. Немецкие властители это запомнили. В марте 1939 года Чехо-Словакия пала. На её месте возник целый ряд марионеточных государств, а в Праге, при безвластном «президенте» «протектората Чехия и Моравия» Гахе, утвердился один из самых жестоких гитлеровских палачей - Рейнхард Гейдрих. На фарсовом судебном процессе 1942 г. было прочтено письмо 1940 года, в котором Св. Горазд заверял Патриарха Гавриила (Дожича), что он «твердо убежден, как и все чехи, в том, что оккупация чешских земель не может продолжаться долго, и что «Великий Германский Рейх» в конце концов погибнет от голода». В то же время он пообещал направлять подробные отчеты обо всем Белградскому Синоду. (Gerechte Suhne//Neues Wiener Tagblatt (Tages-Ausgabe), 6. 09. 1942). 27 мая 1942 г. группа патриотов совершила покушение на Гейдриха. Нацисты начали террор - именно тогда была уничтожена вместе со всеми жителями деревня Лидице. Участники операции Сопротивления укрылись в православном соборе. В июне об этом стало известно нацистам. Произошёл бой, в ходе которого все участники акта Сопротивления погибли. Св. Горазд, священники Чикл и Петржек, а также церковный староста Сонневенд были расстреляны в первых числах сентября 1942 года. В конце этого месяца Православная Церковь в «протекторате Чехия и Моравия» была запрещена. Она вновь получила свободу только в победном мае 1945 года. Священномучениче Горазде Новый, моли Бога о нас! Алексей Поповкин.

Великая Отечественная Война, Великая Моравия, Новомученики

Previous post Next post
Up