Столетие мученической кончины Митрополита Петроградского Вениамина (Казанского)

Aug 14, 2022 08:00


Столетие мученической кончины Митрополита Петроградского Вениамина (Казанского) и иже с ним пострадавших Священномученика Архимандрита Сергия (Василия Павловича Шеина), мирян Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова.


Накануне начала Успенского поста, в тайне от жителей Северной столицы, были убиты осужденные по ложным обвинениям защитники Православной Веры - Владыка Вениамин, Архипастырь Петрограда, молитвенник, избранный в 1917 году вопреки воле политиканов-«временщиков»; бывший депутат Государственной Думы, брат Героя Русско-японской войны, погибшего в 1905 году, отрёкшийся от мира после начала революции о. Сергий (Шеин) и два мирянина, пытавшихся защитить церковные святыни и напомнить большевикам о принципах законности - профессор, историк права Юрий Петрович Новицкий (1882 - 1922) и присяжный поверенный, юрисконсульт Александро-Невской Лавры Иоанн Михайлович Ковшаров (1878 - 1922).
Петроградский процесс против тех, кого тогдашняя власть называла «церковниками», был логическим продолжением Московского процесса. Но, пожалуй, впервые смертный приговор вынесли столь высокопоставленному Святителю. Убийства Архиереев бывали и прежде, но они объяснялись лишь пресловутой «революционной целесообразностью»: расстрелы Свв. Владимира Киевского, Андроника Пермского, Василия Черниговского, Гермогена Тобольского, Пимена Верненского, Ефрема Селенгинского, Митрофана Астраханского, пребывавшего на покое Епископа Амвросия (Гудко) и других Святителей представляли собой расправы разбойничьих банд с партбилетами над беззащитными Владыками. Расправе же со св. Вениамином был предан внешний вид «законности». Таким образом, Первосвятитель былой имперской столицы открыл длинную череду Архипастырей, убитых с соблюдением присущих «пролетарскому правосудию» формальностей. Конечно, «суд» Смирнова, Красикова, Драницына, Красницкого и компании имел гораздо больше общего с «судом Линча», чем с обычным судебным процессом, но, в отличие от 1937-1938 гг., подсудимые хотя бы имели право на услуги адвоката. Присяжный поверенный Гурович, организовавший защиту, не питал иллюзий - он прекрасно понимал, что его, хотя и «социально близкого», хотя и вытащившего из тюрьмы (а то и из петли) в старое время не один десяток профессиональных «борцов за народное счастье» с бомбой за пазухой - слушать не станут. Но он ощущал чувство долга перед честью адвокатского сословия в России, он хотел показать, что не все юристы безропотно склонились перед беззаконием. Для доктора Жижиленко процессы 1922 года стали школой исповедничества, которая направила и его на путь пролития крови за Христа и Его Церковь.
Священномученик Вениамин (Казанский Василий Павлович) родился в 1873 году в Олонецкой губернии в семье священника. Из краткой биографической справки, напечатанной на страницах «Церковных ведомостей» за 1910 год, мы можем узнать, что будущий Святитель в 1895 году, во время обучения в Санкт-Петербургской Духовной Академии, принял монашество и был рукоположен во иеродиакона. В следующем году он стал иеромонахом. Окончив Академию в 1897 году со степенью кандидата Богословия, о. Вениамин получил назначение преподавателем Священного Писания в Рижской семинарии. Труды о. Вениамина на церковно-административном поприще охватывали широкий географический круг - он исполнял послушания инспекторов семинарии в Холме, Санкт-Петербурге, ректора семинарии в Самаре. В 1905 году архимандрит Вениамин был назначен ректором Санкт-Петербургской семинарии. О. Вениамин пользовался доверием тогдашнего Митрополита Антония (Вадковского), в 1910 году добившегося его назначения викарием. 23 января 1910 года на чине наречения архимандрита Вениамина во Епископа Гдовского молились, среди прочих, Святитель Тихон, будущий Патриарх, и первомученик от безбожной власти Митрополит Владимир (Богоявленский). 24 января в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры Митрополиты Антоний и Флавиан, возложением рук, передали о. Вениамину благодать епископского достоинства, идущую непрерывно от Апостола Андрея Первозванного…
В 1910-е годы викарный Епископ Вениамин возглавил движение за народную трезвость. В 1912 году он состоял почётным членом Общества «Первая Российская Сергиевская школа трезвости», в этой организации он сотрудничал с нашим земляком - Священномучеником Митрофаном (Краснопольским), а также с Круниславом Геруцем, хорватским русофилом, сторонником реформ П.А. Столыпина.
В 1916 году Митрополит Питирим (Окнов) благословил своему викарию представить Санкт-Петербургскую епархию на торжествах прославления Св. Иоанна (Максимовича) в Тобольске.
Весной 1917 года, после ухода оклеветанного Митрополита под давлением революционных властей, состоялся епархиальный съезд. У Временного правительства был свой кандидат на Петроградскую кафедру - архиепископ Андрей (Ухтомский). Однако, церковный народ решил иначе. Усталость от политиканства и стремление к подлинной церковности - вот причины избрания Владыки Вениамина на Митрополичий престол. Митрополит Вениамин горячо приветствовал восстановление Патриаршества, принимал Святителя Тихона в Петрограде и Кронштадте. В 1921 - 1922 гг. участвовал в помощи голодающим, вёл переговоры с властями о передаче церковных ценностей с участием представителей духовенства, во избежание кощунственного отношения к литургическим предметам. Однако властям были нужны именно кощунство и провокация, а не помощь умиравшим от голода. Поэтому сам факт переговоров Св. Вениамина с советской властью был издевательски поставлен ему в вину. Очевидцы в один голос утверждают, что Петроградский процесс лета 1922 года был чередой самых возмутительных выпадов против морали и религиозного чувства. Допущенный к присутствию на прениях народ, включая даже рядовых коммунистов, был настолько раздражён этим, что рукоплесканиями поддержал финальную речь адвоката Гуровича, выразившего своё презрение по отношению к кощунникам в кожанках и, увы, в рясах (обновленцам).
Приговорённые к смерти встретили слова «пролетарского суда» достойно. Никто из них не попросил о снисхождении. Архимандрит Сергий (Шеин), по словам И.П. Якоби, сказал, что не хочет помилования от тех, кто принял решение об убийстве Помазанника Божия. В ожидании расстрела Владыка и трое других приговорённых провели ещё несколько дней в камерах. О. Сергий исповедался у о. Михаила Чельцова (который будет убит большевиками позднее).
Василий Павлович Шеин в 1912 - 1917 гг. состоял депутатом Государственной Думы от Тульской губернии, примыкал к правым. Он оказался лично знаком с будущими разрушителями страны, либералами-западниками, призывавшими с трибуны Думы к отделению Церкви от государства - что и реализуют большевики в 1918 году. В 1916 году В.П. Шеин участвовал в Предсоборном Совещании, десятилетием ранее - в Предсоборном Присутствии, и везде отстаивал принцип симфонии в отношениях Императора и вновь назначенного после Поместного Собора Всероссийского Патриарха. В марте 1916 года, обращаясь к депутатам Думы, Василий Павлович Шеин напоминал: «Господа, благочестивый почин в деле собора сделан нашим православным Государем. Русский народ верит, что сердце Царево в руке Божией, а церковь… вознося молитву за Царя, взывает к Богу: «Возглаголет в сердце Его благая о церкви Твоей». Я закончу мою речь выражением упования, что Господь ниспошлёт свой благодатный глагол в сердце нашего православного и боголюбивого Царя и поможет Ему в единении веры собором всероссийским православной поместной церкви завершить начатое им святое дело церковного обновления» (Новое время, 10 марта 1916 г.). Ныне архимандрит Сергий, с Царём-Мучеником Николаем, Митрополитом Вениамином и мирянами Юрием и Иоанном, уже в Соборе ином, не земном, а небесном, молится о единении Российской Православной Поместной Церкви вокруг Патриарха Кирилла, о удалении от Державы нашей духа раскола, разделений, духа обновленчества и чрезмерных мирских попечений. Святые Новомученики Петроградские, молите Бога о нас!

Новомученики

Previous post Next post
Up