Feb 06, 2022 04:27
На формирование личности человека, его отношения к жизни влияет множество различных лиц и обстоятельств - и местность, где он родился, и семья, и однокашники, и сослуживцы, и господствующие в обществе настроения. Но, в конечном итоге, главным остаётся путь общения человека с Богом, отношение православного христианина к заповедям Священного Писания и Священному Преданию Церкви. Не так уж много упоминаний сохранилось о священнике села Нижний Икорец Николае Вележеве, чей надгробный памятник чудом сохранился и был извлечён из забвения подвижническими трудами Михаила Клеймова и его сотрудников. Но сам факт обретения памятника есть указание на необходимость исполнения просьбы Апостола к христианам: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13. 7). Чтобы всесторонне рассмотреть известные нам подробности жизни о. Николая, нам следует охарактеризовать его родные места, обстановку возрастания и учёбы, а затем - главный этап его жизни, связанный с Нижним Икорцем.
Николай Николаевич Вележев родился в 1838 году в селе Долгуша Землянского (ранее - Елецкого) уезда, в Воронежской губернии (ныне Долгуши в Липецкой области), в Ильинском приходе, в священнической семье. Приход тогда не относился к числу богатых, в середине XIX века ему принадлежало всего 13 десятин земли (по более поздним данным - 45). Однако, через село проходил торговый путь, связывавший города Таганрог, Ростов-на-Дону, Новочеркасск с Ельцом и Москвой (Михалевич В. Воронежская губерния. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. СПб. 1862. С. 42), что, несомненно, способствовало улучшению благосостояния. Ко дню Св. Илии, престольному празднику, была приурочена ярмарка.
Ильинская церковь существовала уже в 1794 году, но есть и более ранние сведения о приходе - в документах 1685 - 1697 гг. упоминается настоятель храма села Долгуши Тарасий (Описание документов и бумаг, хранящихся в Московском архиве Министерства юстиции. Кн. 13. М. 1903. С.543). Таким образом, ко времени рождения о. Николая и храм, и село относились к числу старинных, имели прочно укоренившиеся традиции. Судя по данным из архива Воронежской семинарии, Долгуша была родовым гнездом Вележевых. Священник Павел Овчинников, составитель справочника «Выпускники Воронежской духовной семинарии 1745 - 2015 (гг.)», упоминает, кроме самого икорецкого священника о. Николая Вележева, ещё и диакона Вележева Николая Васильевича, сына священника села Долгуша Землянского уезда, который был, по окончании семинарии в 1899 году, направлен на служение в Никольскую церковь села Нижний Икорец (С. 242). В то время, когда диакон Вележев поступил в семинарию, в Долгуше служил священник Василий Александрович Вележев (скончался в 1898 г., некролог помещён в «Воронежских епархиальных ведомостях»), это его отец. У диакона Николая был ещё брат, Владимир, священник села Сухой Берёзовки, присутствовавший на похоронах отца. Поскольку при замещении священнических и диаконских должностей учитывались родственные связи, можно с большой долей вероятности предположить, что икорецкий батюшка - Николай Николаевич Вележев - был близким родственником о.Василия Вележева и его сыновей Николая и Владимира. Отец Василий Вележев отличался некоторой суровостью нрава и недюжинным трудолюбием - перестроил и украсил храм в Долгуше, открыл начальную школу. Можно предположить, что эти черты характера в определённой степени отразились и в жизни его родственников в Нижнем Икорце.
Как и другие представители его рода, юный Николай Вележев воспитывался в Воронежской семинарии. «Весьма благонравен и рачителен в исполнении порученных ему должностей», - так отзывалось о нём семинарское начальство (Выпускники Воронежской духовной семинарии 1745 - 2015 (гг.). Воронеж, 2015. С.242 и далее). Окончил учебное заведение Николай по первому разряду в составе 40-го выпуска. Его однокашниками были два человека, получившие общероссийскую известность - Димитрий (Самбикин), Архиепископ Казанский и Свияжский, и крупный отечественный публицист, журналист и путешественник Всеволод Иринеевич Миропольский. Но для самого семинариста Вележева, пожалуй, важнее было поддержание добрых отношений с другим однокурсником, занимавшим весьма важное положение в Бобровском уезде - о. Тимофеем Баженовым. На протяжении многих лет священники - благочинный Тимофей Баженов и его подчинённый Николай Вележев - будут вместе служить у церковного Престола, держать ответ перед всевозможными ревизорами, провожать «в путь всея земли» почивших собратьев.
Короткое время после рукоположения о. Николай служил священником в селе Докторово Задонского уезда. С октября 1861 года по 20 июля 1912 года Николай Николаевич Вележев был священником Николаевской церкви села Нижний Икорец Бобровского уезда. При этом настоятелем храма являлся маститый о. Лев Яблочкин, награждённый памятным крестом за заслуги в период Крымской войны 1853 - 1856 гг. Служение о. Николая проходило как бы в тени славы о. Льва, не случайно в «Воронежских епархиальных ведомостях», в коротких заметках о Нижнем Икорце, о. Николая почти всегда упоминали на втором месте.
Лишь с 1898 по 1912 годы о. Николай единолично возглавлял приход. Нужно учесть, что с 1889 по 1914 годы население Нижнего Икорца серьёзно возросло, только сельчан мужского пола в 1889 году было, по данным Ф. Щербины, 1462 человека, а в 1914 году - уже 2510 (Сборник статистических сведений по Воронежской губернии. Т. 10. Бобровский уезд. Воронеж. 1892. С. 6-7; Раскладочная ведомость взносов на содержание Воронежского духовного училища. Приложение к №12 Воронежских Епархиальных Ведомостей, за 1916 г. С. 42). Соответственно увеличению населения, должно было расширяться и поле деятельности образовательных учреждений. К 1900 году в селе имелась только земская школа Министерства народного просвещения (Населенные места Воронежской губернии. Воронеж. 1900. С. 178), а к 1906 году - уже две школы, к земской прибавилась школа грамоты ведомства Святейшего Синода - в земской обучалось 112 мальчиков и одна девочка, а в школе грамоты - 30 девочек (Сведения о населенных местах Воронежской губернии. Воронеж. 1906. С. 47). Открытие школы грамоты, таким образом, следует отнести на счёт труда и настойчивости о. Николая Вележева. Он же вёл уроки Закона Божия в земской школе.
Впрочем, очевидно, что он брал пример с более опытных в педагогическом плане собратьев - пастырей, например, о. Павла Автономова (из Среднего Икорца) и, конечно, о. Николая Поликарпова из Духового (Никольского), который добился открытия церковной школы ещё в 1887 г. В 1912 году о. Поликарпов был помощником благочинного при о. Тимофее Баженове, ранее о. Тимофей был наблюдателем ряда церковных школ, в том числе в Среднем Икорце, так что оба имели достаточный педагогический и административный опыт, чтобы способствовать усилиям о. Николая в Нижнем Икорце.
Основной массив материалов об о. Николае Вележеве и приходе в Нижнем Икорце содержится в статьях и заметках «Воронежских Епархиальных Ведомостей» о деятельности Воронежского Братства Свв. Митрофана и Тихона, созданного в 1885 году.
Так, в отчёте Братства за 1886 год сказано: «В сёлах: Нижнем, Среднем и Верхнем Икорцах… в воскресные и праздничные дни после вечерни священниками предлагаются поучения применительно к духовным нуждам прихожан или рассказывается история наступающего праздника, при чём раскрывается поучительная и назидательная его сторона (Отчёт Воронежского Братства Свв. Митрофана и Тихона за 1886 год.//Воронежские Епархиальные Ведомости (далее ВЕВ), 1887, №1. С. 23 - 24).
Нужно заметить, что к Пасхе 1885 года о. Николай Вележев был награжден камилавкой - это, в определённой степени, указывает на его усердие в исполнении пастырских обязанностей, среди которых всё более важное значение в те годы получало всестороннее просвещение народа, в том числе - через вышеупомянутые беседы. В 1888 г. поучения продолжались, о чём свидетельствует отчёт Братства (Отчёт… за 1888 г.//ВЕВ, 1889, №4. С. 173). В 1890 году внебогослужебные собеседования проводились о. Львом Яблочкиным и о. Николаем Вележевым (Отчёт… за 1890 г.//ВЕВ, 1891, №6. С. 204). Они, согласно Отчёту, продолжались и в 1892, и в 1893 годах (Отчёт… за 1892 г. //ВЕВ, 1893 г., №13. С. 25; Отчёт… за 1894 г. //ВЕВ, 1894 г., №13. С. 30). Добросовестное отношение о. Николая к чтениям, в том числе, было отмечено Святейшим Синодом - в 1904 году, согласно определению от 14 апреля, ко дню рождения Св. Государя Николая Александровича нижнеикорецкий настоятель был награждён наперсным крестом (Список лиц духовного звания Воронежской епархии, кои Святейшим Синодом… удостоены награждения за заслуги по духовному ведомству//ВЕВ, 1904, №11.C. 161). Можно предположить, что это поощрение было связано также и с усилиями по открытию школы грамоты (по аналогии с другими подобными награждениями).
К тому времени старший сослуживец и наставник о. Николая, о. Лев Яблочкин, скончался. О том, что о. Николай обладал даром слова, мы можем судить по тому факту, что именно ему поручили в 1898 году говорить надгробную речь на похоронах о. Льва.
20 июля 1912 года священник села Нижний Икорец Николай Вележев «по прошению» был уволен за штат, на его место назначен Иоанн Яблочкин - очевидно, родственник о. Льва. Но 13 октября 1913 года священником в Нижнем Икорце стал Михаил Усов (заметим, что представители рода Усовых много лет возглавляли приход в селе Ново-Покровское, ныне это город Лиски - а Нижний Икорец расположен недалеко от райцентра). Согласно отчёту, опубликованному в 1916 году, заштатный священник села Нижнего Икорца Николай Вележев получил в 1914 году 60 рублей от пенсионной эмеритальной кассы Епархии (Отчёт Воронежской Епархиальной Эмеритальной Кассы за 1914-й (16-й операционный) год/Приложение к №7 ВЕВ за 1916 г. С. 17). Это последнее упоминание об о. Николае, которое нам удалось разыскать. Судя по хорошему качеству надгробного памятника, кончина нижнеикорецкого настоятеля последовала до революционных событий 1917 г., но и не ранее 1915 г. (так как упоминания об исключении из списков в связи со смертью в «Епархиальных ведомостях» отсутствуют); наиболее логически выверенной может быть дата - 1916 год, точнее пока сказать нельзя, поскольку некоторые номера «Ведомостей» за 1916 год недоступны.
Итак, что мы можем сказать о личности о. Николая? «Благонравие и рачительность», отмеченные ещё в семинарии, священник Вележев сохранил и развил в приходе Нижнего Икорца. Его усилиями повышался уровень грамотности односельчан, он старался добиться того, чтобы Богослужение воспринималось жителями Нижнего Икорца осознанно. О. Николай имел добрые отношения со своим старшим собратом, о. Львом, вероятно, старался поддерживать ещё семинарские приятельские отношения с о. Тимофеем Баженовым. Особенное внимание о. Николай уделял распространению грамотности среди крестьянских девочек - как и его сосед по благочинию, о. Павел Автономов (в его школе, в Среднем Икорце, обучались 48 девочек). В общем, о. Николай стоял на уровне тогдашних запросов и задач Православной Церкви. Отношение к нему прихожан отражает судьба надгробного памятника - он сохранился даже после того, как был снесён Никольский храм. Господь взял душу о. Николая накануне огненных испытаний. Теперь наша задача состоит в том, чтобы, во-первых, поминать о.Николая в церковных и домашних молитвах, а во-вторых, постараться выяснить новые подробности его жития и достойно увековечить его память в Лисках (как центре благочиния) и Нижнем Икорце.
Кандидат исторических наук, преподаватель Воскресной школы Владимирского собора, председатель клуба «Душевная вечеря», преподаватель АНПОО «РЭПК» Алексей Александрович Поповкин. Лиски, 23 января (5 февраля) 2022 г. от Р.Х.
личное,
краеведение