22 октября 1721 года, день Казанской иконы Божией Матери - провозглашение Петра I Императором

Nov 06, 2021 05:53



Титул на медали, посвящённой ништадтскому миру: RUSSORUM AUTOCRATOR, AUGUSTUS
Одна из наиболее важных дат 2021 года - 300-летие принятия Царём Петром Первым титула Императора и преобразования Российского Царства в Империю. Однако, в популярных источниках и в СМИ часто возникает путаница с днями событий. Например, часть юбилейных мероприятий в этом году приурочили к 2 ноября.
Для того, чтобы не было путаницы, необходимо даты из российской истории до февраля 1918 года строго согласовывать с церковным, юлианским календарём. Е.В. Богданович пишет: "22 октября 1721 г., именно в годовщину освобождения Москвы, а с ними и Михаила Феодоровича Романова из польского пленения, Пётр торжественно праздновал в Петербурге свои победы, принял титул ИМПЕРАТОРА Всероссийского, а Россия, или по-древнему "государства Российского царствования", получила отныне название "Российской Империи" (Богданович Е.В. Трехсотлетие державному Дому Романовых: 1613 - 1913. Издательство: Тов. Р. Голике и А. Вильборг. 1913. С. 100). Таким образом, в нынешнем году 300-летие провозглашения Российской Империи приходится на 4 ноября. Торжества продолжались 3 дня, так что, по счёту дней и часов, даже нынешний мой пост всё ещё относится ко времени, когда три века назад народ отмечал коренное преобразование (и вельможи, и простолюдины в северной Пальмире угощались весьма обильно).
Государство, по воззрениям людей рубежа XVII - XVIII столетий, сосредотачивало все силы и всю волю в личности правителя. Самуил Пуфендорф, учением которого Пётр руководствовался, сводил государство к верховной власти правителя (Очерк развития индивидуалистического направления в истории философии государства : (Идея полит. индивида). Ч. 1-2 / А.Н. Фатеев Ч. 2. 1907. С. 294), отождествлял власть и её носителя (Гурвич Г. "Правда воли монаршей" Феофана Прокоповича и ее западноевропейские источники. Юрьев. 1915. С. 44). Следовательно, преподнесение Петру титула Императора заключало в себе, одновременно и по умолчанию, также и провозглашение новой формы государства. Смысл события был изъяснён в речи Петра к Сенату и Синоду, краткое содержание которой следует сейчас привести. "Зело желаю, чтобы Наш весь народ прямо узнал, что Господь Бог прошедшею войною и заключением сего (Ништадтского) мира нам сделал... Надлежит Бога всею крепостью благодарить; однакож, надеясь на мир, не надлежит ослабевать в воинском деле, дабы с нами не так сталось, как с монархиею греческою... Надлежит трудиться о пользе и прибытке общем, которой Бог нам пред очьми кладет, как внутрь, так и вне, от чего облегчен будет народ" (Цит. по: Верховский П.В. Учреждение Духовной коллегии и Духовный регламент. Том 1. Ростов на Дону. 1916. С. 57). Общее благо, исходящее от Бога и постигаемое разумом (очевидностью) - вот цель Империи как института неограниченной власти Государя. Победитель (т.е. носитель римского "империума"), Божией милостью наследственный правитель (отсылка к Византии) и защитник блага (пользы) всех подданных - есть Император Всероссийский.
Идея общего блага имела две стороны. Она если не уравнивала, то объединяла в одно законодательное поле всех подданных, тем самым упраздняя средневековые сословные различия (что не исключало дальнейшее существование их в иной, более современной форме, и на других, чем в Средневековье, основаниях). Вместе с тем, унификация прав предполагала и унификацию обязанностей.
С точки зрения геополитики русской цивилизации, 22 октября 1721 года завершало цикл развития, начавшийся 22 октября 1612 года: Ништадтский мир как повод к провозглашению Императора (следовательно, и Империи) устранял с лица России последние отблески мучений и позора Смуты. С точки зрения русского социального учения, этот день открывал дорогу к февралю 1861 года: хотя крепостное право при Петре и ужесточалось временами, принцип, положенный Царём-Преобразователем в основу нового государственного порядка, рано или поздно должен был победить крепостническую язву. С.М. Соловьёв писал, что Пётр "первый в своём титуле указал начало народности" (Собр. соч. С.М. Соловьёва. СПб. 1901. С. 1094). Общее благо могло быть силой государства, но могло быть и слабостью. Пуфендорф это предвидел, повторяя вслед за римскими теоретиками империи тезис о том, что верховная власть передаётся от народа правителю навсегда и без всякой возможности взять её назад. Но общее благо неделимо, как неделима верховная власть (для XVII века и последующего столетия это и монархическая, и республиканская власть, и "всемогущий" парламент в философии государственного права Блекстона). Любая попытка разделения властей по их источнику (а не по функциям) означает крушение общего блага и самой имперской власти.
Попытки покушения на Императорскую власть со стороны олигархии (Верховный тайный совет) или тайного общества (декабристы) провалились, так как общее благо пытались похитить слишком ничтожные группы злоумышленников.
Но в начале XX века произошло роковое отделение понятия "России" от понятий "Государь, Государство, Империя". В этом суть февральского преступного бунта 1917 г. Безтелесная, метафизическая категория "России" стала палладиумом заговорщиков, создавших революцию. "Доктрина естественного права не знает народа, исторически сложившегося, организованного на сословном начале. Её народ - механический агрегат суверенных и равных друг другу индивидов, создающих... государство. Индивид, создающий государство, во всякое время может его разрушить" (Гессен В.М. Проблема народного суверенитета в политической доктрине XVI века. СПб. 1913.С. 329).
В настоящее время, когда нас не объединяет личность правящего Императора, нельзя говорить об Империи как об актуальной политической реальности (разве что в переносном смысле). Но можно говорить об Империи как потенциальной возможности и части нашей истории (именно в этом порядке - Империя сначала всегда апеллирует к будущему, а потом -к прошлому, в этом её эмансипаторская сила). Элементы, из которых Пётр 300 лет назад составил Империю, есть и сейчас. Церковь, семья, территориальные и профессиональные группы. Но - ещё раз подчеркну - мы находимся на доимперском этапе. Выявить связь каждой выжившей клеточки имперского тела с общей жизнью старой Национальной России (из плоти и крови, а не из метафизической бумаги конституционных прокламаций) - первостепенная задача каждого гражданина, для которого понятие "Историческая Россия - Святая Русь" - не пустой звук.

Алексей Поповкин.

Монархия, Святая Русь

Previous post Next post
Up