Начало:
https://barjaktarevic.livejournal.com/6216776.html15 ноября 1908 года в Свято-Савском храме Мола состоялось венчание успешного семинариста Светозара Трлаича с Софией Писаров, 1891 года рождения. Епископ Темешварский (ныне город Тимишоара, в Румынии) Георгий (Летич) 6(19) января 1909 года рукоположил выпускника семинарии Трлаича во диакона, а на Савиндан того же года - во священника и назначил администратором прихода в Печкой. Сербский приход в австро-венгерской глубинке был бедным, требовались постоянные дотации. Находясь среди разноплемённого населения и испытывая на себе все перипетии отношений между Карловацкой Патриархией, Веной и Будапештом, священник Светозар Трлаич сумел поправить финансовое положение общины и построить новый приходской дом.
В 1910 году скончалась супруга о. Светозара, он стал размышлять о монашестве. Однако, епископ Георгий (Летич) решил пока не отпускать талантливого священника в монастырь и переместил его на другой приход - в местечко Башаид. Здесь о. Светозар встретил начало Первой мировой войны. Власти заподозрили его в нелояльности к Габсбургской династии и отправили в венгерский лагерь для "государственных изменников". Однако, осенью 1918 года империя Габсбургов распалась и о. Светозар вернулся в Башаид. Он принял участие в политической жизни Баната - как и многие священники-сербы, о. Светозар направлял приветственные телеграммы в адрес Принца-Регента Сербии Александра Караджорджевича, под эгидой которого 1 декабря 1918 года было провозглашено создание Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев (КСХС),хотя формальным главой КСХС стал престарелый и измученный военными тяготами Король Пётр Первый. Границы Королевства оспаривались соседями - ему грозила опасность со стороны Болгарии, Румынии, Венгрии. В апреле 1919 года в Башаиде был создан сербский национальный комитет, сформировавший отряды самообороны на случай румынского вторжения. Священник Трлаич стал заместителем председателя комитета (За наш Банат//Застава, 12. 04. 1919). О политических взглядах будущего священномученика говорит его письмо в редакцию печатного органа Сербской Народной Радикальной Партии "Застава", отправленное в январе 1920 года. О. Светозар, которого партия Николы Пашича считала "ценным настоятелем" ("вредни парох"), сообщал, что прочитал прихожанам статью "Заставы" о бедствиях сербских детей-сирот в Далмации и встретил в высшей степени неравнодушное отношение. На вопрос о. Светозара о том, куда отправлять пожертвования, "Застава" ответила, что их необходимо посылать в Великий Бечкерек (ныне Зренянин в Воеводине), в Окружной комитет Государственной организации по защите детей и молодежи ("Државна Заштита Деце", см. статью "Воjвоhански одзив//Застава, 22.01. 1920). Стоит сказать, что и впоследствии, будучи викарным епископом при Патриархе Сербском, Св. Савва участвовал в помощи детям-сиротам и инвалидам.
1 октября 1919 года о. Светозар решился на неординарный шаг. Оставаясь приходским священником, он подал заявление о зачислении в студенты юридического факультета университета в Белграде. Юридические знания впоследствии пригодились Св. Савве - в период служения секретарём Синода Сербской Православной Церкви и викарием Патриарха. В 1924 году о. Светозар получил диплом - среди его профессоров были ключевые фигуры общественной и политической жизни Югославии межвоенного периода, например, Слободан Йованович и Милан Стоядинович. Экзамен на судейский чин о. Светозар выдержал в Загребе (подробности жизни Св. Саввы взяты мной из обстоятельной статьи Будимира Кокотовича "Пастирски рад светог свештеномученика Саве (Трлаjиhа) у Темишварскоj епархиjи" в журнале "Гласник: црквени часопис Српске православне епархиjе Темишварске" (Темишвар, 2015. С. 102 - 111) - А.П.).
В 1927 году о. Светозар был назначен Патриархом Димитрием референтом Синода, а вскоре - главным секретарём Архиерейского Синода...
Продолжение следует.
К.и.н. Алексей Поповкин.