Aug 28, 2020 04:33
Ровно 400 лет назад Патриарх Иерусалимский Феофан восстановил западнорусскую православную иерархию, уничтоженную изменой большинства архиереев Киевской митрополии Св. Православной Вере в Бресте Литовском в 1596 году.
«Оживился древний Киев и закипел многолюдством. Народ православный стекался сюда со всех сторон. Наступал праздник Успения Божией Матери, а «в этот праздник множество людей нашей веры и богослужения, говорит Виленское братство, светских и духовных, по древнему благочестивому обычаю, посещает Киевский Печерский монастырь и Печерскую церковь Успения Божией Матери». Но теперь был здесь Патриарх [Феофан III] и предстояло избрание православных епископов. Когда известно стало о прибытии Смотрицкого, общим избранием он назначен был на кафедру Полоцкую. Православные упросили Патриарха в этот столь чтимый праздник посвятить им Митрополита и епископов. Так были рукоположены Патриархом Иов Борецкий на Митрополию Киевскую и Галицкую, Иезекииль Курцевич на епископство Владимирское и Брестское, Исаакий Черчицкий на Луцкое и Острожское, Мелетий Смотрицкий на архиепископство Полоцкое, епископство Витебское и Мстиславское, Исайя Копинский на архиепископство Пршемышльское (Перемышльское) и Самборское, Паисий Ипполитович на Хелмское (Холмское) и Бельзское, Авраамий Стагонский, грек, на Пинское и Туровское. Все эти лица были поставлены без представления о них королю; до королевского утверждения они не могли жить в своих епархиях и содержались на счёт православных патронов - князей Острожских, Вишневецких, Корецких и других…»
Еленевский К.С. Мелетий Смотрицкий//Православное обозрение. 1861. Июнь. С. 133.
«В лето 7128, а от Рождества Христова 1620, месяца марта в 22 день, приехал з Москвы из самой столицы Святейший Патриарх Иерусалимский, именем Феофан, до Киева и стал в монастыре Братском и был принятый з великою честию от духовных и от свецких людей; на другий день приходил до соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы. Месяца априля в 9 день служил службу Божию в церкви соборной и с ним протосингел Патриарха Константинопольскаго и священники Киевскии значное отправовали набоженство; и был у Киеве през час немалый, през все лето, а с Киева выехал до Трехтемирова до монастыря козацкого, и там был час не малый. Потом провадили его козаки до земли Волоской (Валахии) и там отдали его господарю Волоскому Александру. В том же року, месеца септеврия 3 дня, отежаючи с Киева Святейший Патриарх, положил клятву на (Иосифа Вениамина) Рудского, митрополита Киевскаго, который был под унею костела Римского, а вместо его поставил и посветил на митрополию Киевскую человека годнаго и честного, именем Иова Борецкого, у письме словенском, и грецком, и латинском ученого и за ним четырех (неточность - А.П.) епископов на рознии места: Мелетия Смотрицкаго на епископство Полоцкое, Исаю Копинского, инока … монастыря Печерского, на епископство Перемыслское, Паисия Ипполитовича на епископство Холмское и Белзское, Иосифа Курцовича на епископство Володимерское».
Киевская летопись (1241 - 1621)/Сборник летописей, относящихся к истории Южной и Западной Руси, изданный Комиссиею для разбора древних актов, состоящей при Киевском, Подольском и Волынском Генерал-Губернаторе. Киев, тип. Корчак-Новицкого. 1888. С. 86.
К сожалению, учёнейший Мелетий Смотрицкий не устоял в истине, поддавшись соблазну властолюбия и захотев, под властью Римского папы, создать Киевский униатский патриархат. «Мелетий Смотрицкий… много ратовал за примирение «двойственной Руси», и в своём «Паренесисе» именно советовал Виленскому Свято-Духовскому Братству «избрать себе (т.е. для всех русских Польского государства) отдельного, самостоятельного патриарха у себя дома». О том же старался, в середине XVII века, галицко-русский униат Яков Суша.
Урок, преподанный Феофаном III и Свв. Иеремией II Траносом и Афанасием Пателарием Константинопольскими, как и другими восточным Святителями, мстительная Речь Посполитая запомнила. «В 1676 году с «послушанием Константинопольскому Патриарху» покончили в Польше:… под угрозою смертной казни запрещены были всем, даже ставропигиальным братствам, всякие сношения с ним».
Ещё один, доселе неизвестный проект учреждения в Польше западнорусского патриархата//Холмско-Варшавский епархиальный вестник. 1890. № 8. С. 27.
Малороссия,
Праздники,
Православный восток