May 20, 2020 03:41
О том, что Св. Государь встречался с руководителями Санкт-Петербургского Славянского Благотворительного общества, я узнал уже давно, из опубликованной в начале 2000-ных в книге о Зимнем Дворце Царской дневниковой записи. Однако только несколько недель назад мне удалось обнаружить заметку об этом в повременной печати. "5 ноября (1894 г.) в 12 часов дня, в Собственном Его Императорского Величества Аничковом дворце, депутация от Санкт-Петербургского славянского благотворительного общества, в составе председателя графа Н.П. Игнатьева, его товарищей, тайных советников П.А. Васильчикова и В.К. Саблера, секретаря совета, почётного члена общества В.И. Аристова и протоиерея А.А. Лебедева, имела счастие поднести Ея Императорскому Высочеству Благоверной Княжне Александре Феодоровне, в присутствии Государя Императора, Св. Икону с ликами святых: Николая Чудотворца, великого князя Александра Невского, Царицы Александры и Марии Магдалины, в богатом позлащенном с эмалью окладе, на роскошно вышитом шелками и шерстью убрусе. Высоконареченная Невеста и Его Императорское Величество Государь Император изволили выразить депутации в нескольких словах свою благодарность".
Петербург//Воронежские губернские ведомости. 1894. №87, 16 ноября, часть неофициальная.
Для неославянофилов это было принципиально важно, поскольку с 1885 года отношения их с правительственными кругами не складывались, Австрия вела бешеную антиславянофильскую пропаганду, особенно упирая на якобы "революционный дух" Славянских обществ. Англия, наоборот, травила неославянофилов за "ретроградность" и "стремление к экспансии". Как и сегодня, 125 лет назад в Европе имелась русофобия всех сортов - и от левых, либералов, марксистов и анархистов, и от "правоватых" сторонников светской власти папы римского, пангерманистов и венских аристократов-вырожденцев.
Кроме того, в России имелась целая политическо-хозяйственная каста, так называемые остзейские бароны - они пытались воздействовать на наш МИД в антиславянофильском духе (при том, что имелись и симпатизирующие славянофилам русские немцы: баронесса Э.Ф. Раден, А.Ф. Гильфердинг, двоюродный брат поэта Дельвига инженер-генерал барон Андрей Дельвиг, причём Раден и Дельвиг были природными остзейцами).
В этих условиях, встреча с Императором была принципиально важной для будущего неославянофильского движения. Воздействие этой встречи сказывалось благоприятно многие годы спустя...
Святые Царственные Страстотерпцы, молите Бога о нас!
Алексей Поповкин.
Славянское Благотворительное общество,
Царственные Мученики