Семиотика крюковой нотации

May 08, 2020 01:37

Пятый раздел («Онтологические основания крюковой нотации») всецело сосредоточен на структурном анализе знаменной нотации, который учитывает опыт антропологического и психосемиотического подходов, характерный для новейших исследований отечественной музыкальной медиевистики. Авторы этих исследований ищут корни музыкальной палеославистики и, в частности, палеографии в особой ментальности, отличной от западноевропейской. К их числу принадлежат работы М.Г. Карабань, посвященные проблемам структурно-функционального описания знаменных распевов как особой системы «символического художества», укорененной в природе православного менталитета. Тип его символической знаковости, отвечающий принципу «зоны значений» и проявляющий законы вероятностной логики, характеризует основное отличие психологических оснований систем древнерусской нотации от западноевропейской, рано пришедшей к нотолинейной записи и базирующейся на традициях жесткой упорядоченности, отражая точечно-пороговое восприятие высотно-ритмических позиций.
Ориентация на положения М.Г. Карабань позволяет откорректировать метод пространственно-графического моделирования Л.Б. Карпенко, перенесенный на систему крюковой нотации. Сам принцип пространственно-графического моделирования предусматривает первенство в качестве «запускающего» механизма восприятия (или психологической установки) ментальных структур бессознательного. При графическом воспроизведении этих архетипических структур открывается особая энергетическая система психофизиологических кодов, обусловливающих различные способы начертания крюковых знаков.
Опираясь на эти положения и используя в качестве классификатора введенное В.Е. Еремеевым понятие «категоризатора», в диссертации осуществлен анализ основных крюков, подтвердивший их способность в своих принципах графического начертания отражать не только символику богослужебной ситуации, но и соответствующее ментальное состояние верующего. В качестве примера проанализирована семантика змейцы в крюковой записи стихиры «Усекновению главы Иоанна Предтечи».
Итак, семиотика крюковой нотации базируется на принципе символической знаковости, обнаруживающей идентичность с глаголической письменностью и китайской иероглифистикой. Символический знак каждой из систем - тот особый код, который в визуальной форме отражает диалоговое отношение субъекта и объекта (в психологическом плане), человеческого и космогонического, трансцендентного (в метафизическом плане), чувственно-конкретного и общебытийственного (в структурно-антропологическом плане), сенсуального и категориального (в психолингвистическом плане).
Гундорина А.А. Современная нотография: проблемы методологии. Автореф.дисс на соискание степ. кандидата искусствоведения. Саратов. 2012.
http://dislib.ru/iskusstvovedenie/8622-2-sovremennaya-notografiya-problemi-metodologii.php

Богослужение, Философия, семиотика

Previous post Next post
Up