Памяти Михаила Абрамова

Aug 22, 2019 02:35

В Греции погиб в авиакатастрофе основатель Музея русской иконы Михаил Абрамов.
Я был в этом музее дважды - в июле 2013 года и в январе 2016-го. Точнее, в январе 2016-го забежал на несколько минут: полноценная экскурсия была в 2013 году, на выставке «В начале было Слово…», приуроченной к 1150-летию моравской миссии Св. Кирилла и Мефодия. Каталог выставки до сих пор хранится у меня. Этот каталог серьёзно помог мне в работе над следующими (после кандидатской) этапами исследования славянофильского движения в России. По сути, это не столько перечисление экспонатов, сколько погружение определённого визуального ряда в текст и контекст и русской, и общеславянской культуры. За каталог, за выставки и за саму атмосферу музея хочу - жаль, что по печальному поводу, - выразить огромную благодарность. Боюсь за музей: в последние годы в Москве угасло уже несколько очагов подлинной культуры - Государственная академия славянской культуры, Международный фонд славянской письменности. Слова "славянский" и "русский" вызывают у кого-то отторжение. Наверняка, и сейчас найдутся те, кто начнёт выискивать поводы для обвинений в адрес почившего, и, следовательно, поводы для закрытия музея. По крайней мере, от меня плохого слова о Михаиле Абрамове не услышите. Для меня он и его музей творили только добрые дела.
Я думаю, что похвала усопшему - шаг от самости, от высокоумия. Хвалить других (а не себя) - значит, в какой-то степени очищать своё душевное зрение. Если чувствуешь, что тебе некого похвалить, кроме себя - ох, гордынька жало высовывает. Всегда старайся найти людей лучше себя! Если кажется, что вокруг только "неправильные" герои - "Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча..." - стоит заглянуть себе в душу.
... В моём архиве осталось несколько фотографий, снятых "спиной" к Музею. Эти московские улицы, здания, наипаче храмы Михаил Юрьевич видел каждый день своей работы в музее. Сам музей, его фасад, я не снимал - грешен, всё некогда было, всегда спешил... И опоздал. Возможно, навсегда. Кто спешит, тот всегда опаздывает.
Но эти фотографии, снятые в разное время - передают в какой-то малой степени атмосферу, в которой существует (не могу написать "существовал") музей. Летопись Москвы знает примеры гибели музейных организмов: нет Румянцевского музея (убит большевиками в 1924 году), сгинул в годы революции Карпато-русский музей Ф.Ф. Аристова. Я убеждён, что музей - такой, как Румянцевский или, да позволено мне будет сказать, Абрамовский - не сумма коллекций, а организм! Не все музеи доходят до стадии живого организма, но Музей русской иконы - родился и живёт.
Вот его (музея и создателя) родные места в Москве:








Царствие Небесное и вечная память!...

Иконопись, Об упокоении, Помянникъ

Previous post Next post
Up