Прохаска головного мозга.

May 26, 2019 00:40



Собственно, херой.
Оскар Прохаска давным-давно стал на Балканах именем нарицательным. Имя Прохаски вспоминают в Белграде, Баня-Луке и Косовской Митровице всякий раз, когда хотят охарактеризовать какого-нибудь западного дипломата, отличившегося смесью антисербской паранойи и фанаберии.
«Не могу не отметить, - писал в 1912 году русский монах из монастыря Високи Дечани, - что австрийский консул в Призрене всеми способами старался распространить слухи среди турецкого населения, что эти оба города (Косовска Митровица и Скопье - А.П.) находятся в австрийских руках и что они заняты австрийскими войсками. Призренский городской голова явился в наше консульство и, встревоженный, спросил Н.А. Емельянова, верны ли слухи об оккупации двух городов австрийцами. С другой стороны, тот же австрийский консул путём личных сношений и через своих агентов уговаривал местное население не сдаваться балканским войскам и оказывать им возможное сопротивление. Мы получили в консульстве точные сведения о том, что представитель Австрии в Призрене посылал своих агентов в Дьяковицу (Джаковицу - А.П.), причём некоторые из них были переодеты в женское платье. Агенты эти имели поручение воздействовать на население в том смысле, чтобы оно не сдавалось без боя сербским войскам… 17 октября (1912 года) австрийский консул Прохаска послал одного из драгоманов на окраину селения и приказал ему стрелять. В тот же день раздались выстрелы с крыши австрийского консульства. Этот маневр Прохаски не увенчался успехом… В тот же день комендант города Призрена выдал сербскому майору оружие».
Волынские Епархиальные ведомости, 1912. № 48. Ч.Неоф. С. 952.
А чем всё кончилось для Прохаски, мечтавшего о реках крови на улицах городов Старой Сербии - спросят уважаемые читатели? Ничем!
Лучше Иоахима Ридля и не скажешь: "Оскар Прохаска покинул зону боевых действий, сдав дела своему коллеге в Ускюбе, сегодняшнем Скопье, о чём тот незамедлительно сообщил в Вену. Не получивший ни царапины, в отличном расположении духа, эмиссар с Балльхаусплатц прибывает в имперскую столицу и немедленно готовит подробный отчет для своего начальства.
Однако по Вене уже ходят дикие слухи. "Храбрый" консул был унижен, избит, кастрирован (! - А.П.), даже убит, говорят они. Почти каждая газета требует вендетты. «Теперь - только вперед: сейчас или никогда! Никаких слов, но дело!» - трубят в «Neue Wiener Journal»,известном таблоиде. Военная карательная экспедиция неизбежна, барабанит Leitartikler. Повсюду министру иностранных дел Леопольду Графу Берхтольду настоятельно рекомендуется отреагировать энергично, но он-то давно знал, что его пропавший дипломат в целости и сохранности. «Я думаю, что в субботу будет принято решение о войне с Сербией», - заявляет в своем дневнике государственный юрист и депутат рейхсрата Йозеф Редлих. Во время обеда глава разведывательной службы военного министерства объяснил: «Каждая четверть часа сейчас важна для мобилизации. Четыре корпуса позволят оккупировать Сербию, и, надеюсь, Сербия будет окончательно аннексирована».
https://www.zeit.de/2014/22/oesterreich-erster-weltkrieg
Оскар Прохаска навечно остался в истории благодаря бойкому перу Ярослава Гашека.
Мечты венских параноиков всё же воплотились в жизнь - ценой гибели Австро-Венгрии. Не случайно, я думаю, именно в этой развесёлой империи пышным цветом распустился талант Леопольда фон Захер-Мазоха. Но "заветы" Прохаски не забыты, они нашли себе место в мечтах ( и делах!) американских, французских, немецких политиков наших дней. "Прохаска головного мозга", - говорю я всякий раз, когда слышу об очередном сербофобском или русофобском выпаде.
Кандидат исторических наук Алексей Поповкин.

средний европеец как орудие разрушения

Previous post Next post
Up