Град Божий против Левиафана. Заметки о повседневности в свете Слова Божия.

Mar 23, 2019 02:53

В западной культуре существуют два принципиально важных текста, которые продолжают, пусть и в превращённой форме, оказывать влияние на массовое сознание. Это книга блаженного Августина "О Граде Божием" и трактат Томаса Гоббса "Левиафан". По своей направленности они противоположны, как противоположны и стремления тех, кто говорит об абсолютности государственной и общественной нравственности - и, с другой стороны, о их относительности.
" Отсутствие и таких необходимых для поддержания жизни... вещей, каковы пища и одежда, хотя и причиняет страдание, не уничтожает в добрых силы терпеть и переносить лишения, и не вырывает из души благочестия, а напротив, делает его более плодовитым" (О Граде Божием) - сравним это с Гоббсом: "Добро - то, что нам полезно, что для нас выгодно, а зло, то, что для нас невыгодно и неприятно". "Если закон повелевает что-нибудь учинять, то оно не будет воровством, прелюбодеянием и т.п., хотя бы оно и было таковым на сомом деле" (Цит. по Буткевич, О происхождении зла, 1897. С. 316). Из наследников Гоббса и Джимми Ши, который уверял, что США "бросают бомбы во имя мира", и Трамп, награждающий лиходея Нетаньяху Голанами по принципу - что нам полезно, то хорошо и законно, а что нам вредно - то "нарушение демократии".
В последние дни приходили сообщения о том, что Радован Караджич, боровшийся за выживание своего народа, приговорён к пожизненному заключению - очевидно, по "методике" Гоббса. Благодетель есть преступление, если таковым её признал англо-саксонский закон, и наоборот. И оковы гаагских узников падут только тогда, когда система права, основанная на принципах "Левиафана", будет низвергнута. Тогда разрушены будут темницы, широко раскинувшиеся по лицу Земли - от Танфа до Гуантанамо.
Гоббс считал сердце подчинённым разуму, и в этом была его величайшая ошибка. "В сердце - жизнь, там и жить надобно" (Св. Феофан Затворник). Милосердие - от милующего сердца, которому подчиняется воля, подчиняется и разум. Как далеко отстоит "Град Божий" от "Левиафана", так далеко отстоит исконное христианско-славянское милосердие от западной высокоумной "филантропии" ("узкой, мелкой, немецкой благотворительности").
Вот что я понял из дискуссии, бывшей на конференции в Царицыне.

личное, Милосердие, Социология

Previous post Next post
Up