... Первозданный человек, наделённый от Бога великими дарами, удостоенный особенной близости к Отцу Небесному, лишился богатства благости Его и удалился на сторону беззакония, потому что захотел быть независимым. Искушённые словами обольстителя: "Будете, яко бози", прародители наши подверглись рабству греха, а с ним и всем несчастиям. Не то ли желание независимости, желание жить и действовать по своей воле, а не по закону Божию, удаляет от Отца Небесного и каждого из нас и служит причиною многоразличных бедствий? Так, братия, кто не хочет подчиняться воле Божией, выраженной в Слове Божием и учении Святой Церкви, а следует одному своему произволу, - тот непременно делается рабом своих страстей. И до чего нередко доходит это рабство!! До потери имущества, до расстройства благосостояния семейного и положения общественного.
Особенно прискорбно видеть, как часто молодые люди, увлекаясь пылкостию своей юности, восприимчивой ко всем впечатлениям, пренебрегают советами родителей и воспитателей, и, подчиняясь своему произволу, питаемому обольщениями соблазнов, предаются распутству. Порок, всегда вредоносный, с особенною силою действует на юношей; он скоро сгоняет с лица их румянец стыдливости, скоро притупляет способности душевные, ослабляет силы телесные и доводит до равнодушия ко всякому серьёзному труду. И вот юноша, много обещавший по своим природным дарованиям, делаясь жертвою разврата, делается вместе с тем негодным для полезной деятельности, и может погибнуть в цвете лет, если не образумится и не обратится на путь истины, глубоко осознав своё плачевное состояние; о, как же опасно с юных лет предаваться пороку, и как необходимо приобретать добрые навыки с детства! Трудно исправление в жизни для того, кто смолоду подчинялся влиянию страстей. И напрасно многие говорят: ещё успеем остепениться, успеем пожить и благочестиво на старости лет. В нашей ли воле состоит продолжение жизни до старости? Не видим ли часто, как смерть похищает нежданно и юношей? Если же Господу угодно продлить жизнь нашу до глубокой старости, то уже ли легче будет тогда упражняться в подвигах благочестия? Нет, - гораздо труднее искоренить порочные привычки, которые от давности сделались второю природою. При жизни в преклонных летах, естественно, слабеют силы; а при слабых силах дряхлой старости может ли быть успешен труд перемены порочной жизни? Впрочем, обращение к Богу и под конец жизни, искреннее, всецелое, спасительно. Милосердный наш Отец Небесный приходящих к Нему и в единонадесятый час жизни приемлет с любовию. Великие грешники делались великими праведниками - чрез покаяние. Итак никто да не отчаивается в своём спасении! Невозможная у человек, возможна суть у Бога (Лук. 18, 27).
Но тяжёл и скучен, скажете, подвиг покаяния? Да, - но только в начале, а чем долее кто упражняется в самовоспитании, тем более старается исправить свои нравственные недуги и раскаиваться в своих беззакониях, - тем более начинает ощущать в сердце своем душевного спокойствия и благодатного умиления. Кающийся грешник может сказать с Псалмопевцем: "По множеству болезней моих в сердце моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою" (Псал. 98. 19).
Слушатели! Св. Церковь призывает нас к покаянию; Отец наш Небесный ожидает нашего обращения к Нему. Не умедлим же своим обращением и покаянием. Не умедлим, ибо не знаем дня и часа своей смерти; а после смерти уже нет покаяния. Аминь.
Поучение в Неделю о блудном сыне, сказанное в Варшавском кафедральном соборе, 1 февраля 1876 г./Слова, поучения и речи Леонтия, архиепископа Холмского и Варшавского Т. 2. СПб. 1876.