Dec 01, 2018 00:25
В 1860 -е гг. Императрица Мария Александровна проявила себя как хозяйка подмосковного имения. С одной стороны, приобщение к сельской жизни было отголоском представлений эпохи Просвещения - достаточно вспомнить любовь к обустройству усадеб Екатерины Второй и садоводческие труды Императрицы Марии Фёдоровны Старшей. С другой стороны, положение Марии Александровны отличалось от положения предшественниц коренным образом: обустройство Ильинского происходило уже после отмены крепостного права. Однако, Мария Александровна считала, что, несмотря на постепенную утрату землевладельцами прав на регулирование жизни крестьян и доходов с труда этих крестьян, обязанности помещиков по отношению к крестьянам остаются в силе.
Для начала в Ильинское из Москвы проложили шоссейную дорогу, специально для нужд Императорской семьи. Впрочем, этой дорогой могли пользоваться и крестьяне соседних сёл и деревень Звенигородского уезда.
Затем, в 1865 году, по личному почину Императрицы в Ильинском была открыта (точнее, возрождена) школа, причисленная отныне к Придворному ведомству. В этой школе учились крестьянские дети. Пётр Алексеевич Васильчиков, член Московской губернской земской управы, Императорского Православного Палестинского и Славянского Благотворительного обществ, в мае 1868 года докладывал земскому собранию: «В школе, находящейся в Ильинском, учение идёт великолепно» (Журналы заседаний и постановление Московского губернского земского собрания. Май 1868 года. С. 182). П.А.Васильчиков объяснял высокий уровень преподавания в сельской школе тем, что учителем в Ильинском служит «воспитанник существующей при Воспитательном доме семинарии». Учительская семинария при Воспитательном доме в Санкт-Петербурге была основана в 1864 году как учебное заведение (школа) для педагогов, которые должны были преподавать освобождённым крестьянам. В январе 1869 года семинарию посетили Император Александр Второй и Императрица Мария Александровна.
Вполне вероятно, что интерес Императрицы к семинарии был обусловлен, в том числе, и деятельностью в Ильинском выпускника семинарии (1865 г.), Ксенофонта Фёдорова - именно его труд удостоился столь восторженной похвалы П.А.Васильчикова. В книге, посвященной учительской семинарии при Воспитательном доме, упомянуто ещё одно косвенное свидетельство интереса Марии Александровны к этому учебному заведению. В программе съезда учителей, созванного на базе семинарии в 1876 году, значится доклад о методике Константина Дмитриевича Ушинского, которому Императрица оказывала личное покровительство
(Светлов П.И. , сост. Историческая записка о Мариинской Учительской Семинарии Принца Петра Ольденбургского в городе Павловске, состоящей при Императорском Санкт-Петербургском Воспитательном доме. СПБ. 1914. С. 13, 70, 111). Стоит отметить также, что наблюдавший за деятельностью школы в Ильинском Пётр Алексеевич Васильчиков впоследствии выполнял ответственные поручения Императрицы Марии Александровны: во времена Балканского кризиса он был уполномоченным Российского Красного Креста в Черногории и оказывал помощь беженцам из Герцеговины. Связь Васильчиковых с Ильинским усилилась впоследствии, в 1890-е гг.
Школа в Ильинском, как и учительская семинария в Павловске, пользовались неизменным вниманием представителей Династии Романовых.
Св_Императрица Мария,
Сербская Держава на Дрине