Почитание Святителя Тихона Задонского в конце XIX - начале XX веков.

Aug 27, 2018 00:01



К концу XIX столетия почитание Святителя Тихона Задонского, память которого празднуется в эти дни, распространилось не только по всей России, но и за её пределы. Именем воронежского Святителя даже был назван речной корабль в одной из северных губерний. Внимание к творениям Св. Тихона со стороны представителей академического богословия было достойным. Путём глубокого осмысления литературного наследия Святителя, духовные писатели, богословы и публицисты, отрешились от того узкого взгляда на творчество Св. Тихона, согласно которому его поучения требовались лишь простому народу. Святитель Феофан Затворник, участник Задонских торжеств 1861 года, глубоко почитал воронежского Архипастыря, в том числе, за его учёность. Архиепископ Тверской и Кашинский Антоний (Каржавин, +1914) в проповеди, произнесённой в 1911 году, отмечал:"Празднуемый ныне Святитель Тихон Задонский в своих писаниях особенно научает нас... Богомыслию или внимательному размышлению о Боге и предметах Божественных. К этому нам надо приучаться, благочестивые слушатели, и приучаться постепенно и всеусердно, и притом не иначе, как путём самопринуждения и внутреннего нашего душевного подвига... Святитель Тихон Задонский говорит о величайшей для нас пользе от усвоения нами ... Божественных помыслов и от привычки почасту со всем нашим вниманием сосредотачиваться постепенно на каждом из них, - "мы нуждаемся, поучает он нас, насильно усвоивать себе самые осязательные и очевидные истины, (ибо) мы отравлены (в уме нашем) грехом и находимся (большою частию) в состоянии пагубного самообольщения, отчуждились от спасительной истины".
Вот почему в XVIII-м столетии по Рождестве Христове Святитель Тихон признавал неотложно нужным и необходимым написать своё сочинение "О истинном Христианстве", - в этом своём сочинении он самым простым и общепонятным слогом по порядку излагает самые основные, самые главные положения христианского веро- и нравоучения для современных ему православных христиан; в особенности, для приучения своих читателей и слушателей к упражнению в Божественных помыслах , Святитель Тихон написал другое свое сочинение под заглавием "Сокровище духовное, от мира собираемое". В этом сочинении он наставляет нас, - каким образом нам нужно и должно для нашей душевной пользы каждым предметом из окружающего нас видимого мира пользоваться для возведения нашего ума к Богу, а также о том, каким образом каждое событие в нашей земной жизни должно нам приспособлять к напоминанию нам о цели нашего подвига, к потребностям нашей духовной жизни, - то есть возводить к Божественным помыслам.
Последуем, благочестивые слушатели, от всего сердца и со всем усердием мудрым и назидательным наставлениям Святых Отцов наших и, в частности. небесного Покровителя сего рассадника духовного просвещения Святителя Тихона Задонского, и будем приучать себя с юных ещё лет к частому упражнению в Богомыслии, дабы чрез это, совместно с молитвою и внимательным чтением Священнаго Писания и писаний святоотеческих, освятить ум наш и сердце наше..."
Поучение, произнесённое в домовой церкви Тверской Духовной Семинарии 1 ноября 1911 г. //Тверские ЕВ. - 1911. - №45. Ч. Неоф. С. 855-860.

Продолжение следует...

Богословие, Краеведение, Гомилетика, Святая Русь

Previous post Next post
Up