Общение в духе (2). Катапетасма Анастасии Романовой в сербском афонском монастыре Хиландар.

May 01, 2018 14:41



«В ризнице (Хиландара) находятся иконы русские и особенная замечательность: ветхая завеса, пожертвованная Царём Иоанном Грозным; на ней изображён Господь и написаны лики святых русских; сохранились ещё на ней имена Царя и супруги его Анастасии и Царевича Иоанна, лета 1556» (Муравьёв А.Н. Описание монастырей и скитов, находящихся на Святой Горе Афонской. СПб. 1859. С. 116).
Выдающийся русский искусствовед и археолог Никодим Павлович Кондаков подробно описывает катапетасму и указывает на наличие изображений следующих святых: Петра, митрополита Московского, Саввы Сербского, митрополитов Алексия и Ионы, святителя Леонтия Ростовского и святителя Иоанна архиепископа Новгородского, Великого Князя Владимира и греческого Царя Константина, древних великомучеников Георгия и Димитрия и новых - Бориса и Глеба, преподобного Иоанна Лествичника и Афанасия Афонского, Антония и Феодосия Печерских, князя Сербии Симеона Мироточивого, преподобного Сергия Радонежского, Царицы Елены и преподобной Анастасии (Кондаков Н.П. Памятники христианского искусства на Афоне. СПб. : Тип. Имп. Акад. Наук, 1912.С. 247). Логика расположения ликов святых понятна: она отражает идею преемственности Московского государства от древних христианских держав (Рима и Сербии). Вместе с тем символика завесы отражает и идею русско-сербского духовного единства. В этом смысле она является прекрасной иллюстрацией этого единства, выраженного во включении сербских святых в русский месяцеслов. Завеса Анастасии Романовой отражает тот момент развития всеславянских отношений, когда идея «Третьего Рима» соединилась с генеалогическими построениями Иоанна Грозного и его придворных, знавших не только о мифическом предке Грозного Прусе, брате Императора Августа, но и о вполне реальных предках из числа Якшичей и Палеологов. Сосредоточение на генеалогии стало этапом осмысления кровного родства восточных и южных славян, то же можно сказать и об учреждении Грозным особого праздника в честь Черниговских Чудотворцев, который гласно указывал на преемственность Москвы по отношению к Киеву и Чернигову.

Русско-сербские связи, панславизм

Previous post Next post
Up