Mar 05, 2018 18:11
1880-1900-е годы в российской историографии можно, к сожалению, с полным правом назвать антипаламитскими. Профессора Н.Н.Глубоковский (известный ненавистник монашества), К.Ф.Радченко, П.Н. Милюков - всякий со своей стороны ругали Св. Григория и его учение, отказывая "паламизму" в православности и отказываясь считать обязательными для себя постановления Соборов 1347-1351 гг. Почтительное отношение к истине Православия о нетленном Фаворском свете отстаивали в академической науке лишь Полихроний Сырку (которому так и не дали звания профессора за "слишком православные" с точки зрения поражённой духом теплохладности академической корпорации, взгляды) да его немногочисленные сторонники. Осторожное отношение было у Ф.И. Успенского, который во многом согласен с Сырку (в частности, по вопросу о национально-культурном значении исихазма), но который слишком доверяет Никифору Григоре и латинским писателям (патрология Миня - не безпристрастный источник в данном вопросе,нужно учитывать, что сторонника Св. Григория Нила Родосского изгнали с кафедры как раз латиняне и "латиномудрствующие"). Полемика Св. Григория и его учеников против латинства и рационализма (предтечи протестантизма) пришлась не по вкусу теплохладным профессорам университетов и духовных академий предреволюционной России. Не склонны они были оправдывать и Варлаама, что пахло бы явной политической крамолой (1863 год и тому подобное). Им был гораздо милее Никифор Григора, византийский философ-эпикуреец, представитель духовного мещанства, известного под смягчающими слух именами "рационализма и практицизма". Именно возражения Григоры, мелочного скептика по складу ума и желчного полемиста-циника по стилю, воспринимались как эталон православности!
Восстановление почитания Св. Григория в академической среде следует отнести уже к эпохе русских новомучеников...
Между тем, просматривая паламитскую и антипаламитскую литературу XIX - начала XX веков, я убедился,что некоторые подробности из жизни и учения Св. Григория и его последователей приобрели особую актуальность именно сегодня, и вообще во втором десятилетии XXI века.
Книга Полихрония Агапиевича Сырку "К истории исправления книг в Болгарии в XIV веке" (1899 г.) - многоценное сокровище для верных истине о Фаворском свете. Вот как излагает автор, со слов Императора Иоанна Кантакузина, учение Св. Григория: "Григорий перед всем собором изъяснил, что свет, который осиял учеников Христовых на Фаворе, есть слава Божия, не имеющая начала, и величие Божие, - есть свет Божества... вечный, и на основании (книг) богословов умозаключил, что естественное (относящееся до естества - А.П.) и вечное в Боге несозданно, равно безначальны Царство и слава Его" (С. 115).
П.А. Сырку решительно опроверг домыслы петербургских варлаамитов и поклонников Никифора и Иоанна Калеки о причастности Св. Григория и его учеников к ереси богомилов (мессалиан): "Григорий Палама, на основании Св. Писания и учения Отцов Церкви, совершенно посрамил еретиков; и они должны были удалиться с Афона (в 1344 г., с. 88). Полихроний Сырку справедливо называет Св. Григория великим, лучшим византийцем свего времени (С. 119). Сырку подчёркивает патриотизм Св. Григория, "горячо защищавшего заветы отцов" (там же) и не соглашавшегося пожертвовать ими ради получения сомнительной помощи с латинского Запада. Сторонников Паламы в Болгарии Сырку называет "ортодоксальной, или греческой партией, болгарской созерцательной школой" ([Соколов И. Рецензия]. Сырку П.А. К истории исправления книг в Болгарии в XIV веке. 1899.//Византийский временник. Т. 6. 1899. с. 562). К ней принадлежали, кроме монахов, "некоторые боярские роды и вообще истинно-образованные люди того времени, в частности, преподобный Феодосий (Тырновский), его ученик Роман, (Патриарх) Евфимий, преподобный Ромил с учениками и другие. Их тенденциею было единение в духе и вере болгар с греками и другими православными народами... (Они) стремились посредством самоусовершенствования каждой отдельной личности в обществе достигнуть исправления всего болгарского народа и уничтожить всё то, что препятствовало правильному течению жизни в области как церковной, так и политической (там же, с. 563).
По справедливому замечанию Ф.И. Успенского, "победа Григория Паламы должна быть признана победою национальной партии над латинствующей и западнической" (Успенский Ф.И. Очерки по истории византийской образованности. 1891. С.7). Любопытно, что ультра-западник Милюков в социалистическом журнальчике "Мир Божий", неистово ругая не только Св. Григория Паламу, но и Св. Григория Синаита, утверждал идейную связь исихазма и славянофильства - это тот случай, когда проклятие превращается в благословение: нам, славянофилам, очень приятно, что в числе наших предшественников упоминают такого великого Святителя!
В заключение следует привести совсем уж своевременную отсылку: Епископ Макарий в "Записках Второго отделения Императорской Академии Наук" (Книга 7, вып. 1. СПб. 1861) в статье "Русская митрополия в её переходный период" указывает, что ученик и почитатель Св. Григория Патриарх Константинопольский Исидор (Бухирас), сменивший предателя Иоанна XIV Векка, упразднил отдельную Галицкую митрополию на оккупированной поляками и литовцами части Руси. "В августе того же (1347 ) года состоялось уже соборное определение о закрытии Галицкой митрополии и подчинении всех Малороссийских епископств митрополиту всея России". (С. 18).
Св. Григорий, со ученики своими, моли Бога о том, чтобы Малороссия, Великороссия и Белоруссия вовек были едины во Христе Иисусе, Господе нашем, во Святой Православной Церкви, Патриархата Московского и Северных стран! Сие и буди, буди!
А.П.
Славянороманство,
Богословие,
Византийское Содружество Наций