Оригинал взят у
ieris_m в
Икона Пресвятой Богородицы “Троеручица”28 июня / 11 июля; 12 / 25 июля
История иконы Божией Матери, именуемой “Троеручица”, восходит ко временам иконоборчества и связана с именем преподобного Иоанна Дамаскина, известного песнописца нашей Церкви († ок. 780, память 4 декабря). Святой Иоанн, занимавший высокую государственную должность градоначальника Дамаска при сирийском калифе, ревностно защищал Православие, за что потерпел жестокое гонение от греческого императора-иконоборца Льва Исавра (717-740). Он был оклеветан в государственной измене, и калиф, поверив ложному даносу, приказал отрубить Иоанну руку и повесить ее на площади. Вечером святой испросил у калифа отсеченную руку, затворился в келлии, приложил мертвую кисть к суставу и пал пред святой иконой Богоматери с превечным Младенцем, со слезами моля об исцелении руки, обещая трудиться ею для защиты Православия, для поражения иконоборчества. Задремав, он увидел во сне Пресвятую Богородицу, милостиво взиравшую на него и обещавшую исцеление. При этом Божия Матерь повелела ему исполнить то, что обещал он в своей молитве. Пробудившись от сна, святой Иоанн увидел, что рука его невредима. В благодарность за исцеление он сделал из серебра кисть руки и приложил ее к иконе, отчего эта икона получила название Троеручица. Возможно, отсюда и произошел у христиан обычай делать к чудотворным иконам привески в память полученных от них исцелений.
Вскоре после этого чудесного события преподобный Иоанн удалился в лавру святого Саввы Освященного, близ Иерусалима, взяв с собой икону Пресвятой Богородицы. Здесь она пребывала до начала XIII века, когда, по особому на то соизволению Божией Матери, была дарована святителю Савве, архиепископу Сербскому († 1237, память 12 января). Некоторое время икона находилась в Сербии. Во времена внутренних смут и внешних нападений турок на Сербию, христиане, желая спасти чудотворную икону, возложили ее на осла, который дошел до Святой горы Афон и остановился перед Хилендарским монастырем. Братия торжественно приняли к себе икону Божией Матери и поставили ее в алтаре соборного храма.
В начале XVII века, когда умер игумен Хилендарского монастыря, при выборе нового настоятеля среди братии произошли распри. Однажды, собравшись к утреннему богослужению, иноки увидели, что икона “Троеручица” стоит не в алтаре, а на игуменском месте. Несколько раз братия возвращали икону в алтарь, а наутро она вновь являлась на игуменском месте. В видении одному святому затворнику Пресвятая Богородица открыла, что отныне для упразднения нестроений Она Сама будет управлять монастырем. С тех пор в Хилендарском монастыре нет игумена, а только наместник: он занимает в церкви второе место рядом с игуменским, над которым стоит икона Божией Матери “Троеручица”. Иноки, по монастырскому обычаю, получают от иконы благословения на все послушания.
На Афоне сохранилось еще одно предание об иконе “Троеручице”. Один иконописец в Хилендаре, собираясь написать икону Богоматери, очертил изображение мелом. Выйдя из келлии, он скоро вернулся и увидел очертание третьей руки. Думая, что это насмешка над ним братии, он стер очертание, однако оно снова изобразилось. Так было до трех раз, после чего инок услышал глас: “Не дерзай стирать Моей третьей руки, на то Моя воля”. Тогда он написал образ “Троеручицы”, который прославился многими чудесами. В 1661 году список с этой иконы был принесен в Москву и первоначально поставлен в Новоиерусалимском Воскресенском монастыре. С тех пор слава об иконе “Троеручице” распространилась по всей России. Чтимый список с нее находится в настоящее время в Успенском храме Болгарского подворья в Москве. Еще один чтимый список XVII века пребывает в Троицком соборе московского Данилова монастыря.
В наших богослужебных Минеях имеется две службы Божией Матери в честь иконы Ее “Троеручицы”, а также канон молебный. В тропаре перед этим каноном упоминается преподобный Михаил Малеин († 962). Память его Церковь празднует 12 июля; в тот же день - одно из двух празднований в честь иконы “Троеручицы”. Преподобный Михаил Малеин, родственник византийского императора Льва Мудрого (886-911) и наставник будущего основателя Великой Афонской Лавры преподобного Афанасия (память 5 июля), был небесным покровителем первого царя из рода Романовых Михаила Феодоровича (1613-1645).