Славянское дело в Новороссийском университете (Одесса), 1870 г.

May 28, 2017 21:46

На память о Борисе-Михаиле, праотце славянского просвещения. Речь, произнесённая 3 мая 1870 года в актовом зале Новороссийского Университета профессором Григоровичем.
Речь выдающегося слависта была посвящена крестителю болгарского народа князю Борису или Богорису, память которого широко отмечалась среди болгар, живших в России, и была своего рода знаменем борьбы против эллинизации, за свободу болгарской народности и церкви. Одним из средств для сохранения своей народности болгары считали и Одесское Славянское общество, у истоков которого стоял В.И. Григорович.
Однако Григорович, понимая, что западные политики и миссионеры используют антигреческие настроения среди болгар в собственных интересах, обращал внимание на былую плодотворность греко-болгарских культурных связей. Например, Григорович подробно излагает послание к Борису святителя Фотия, Патриарха Константинопольского. Фотий рекомендовал Борису «быть самостоятельным, утверждая свою силу на доверии к подданным, на законности, на правосудии, на прозорливости на твёрдости, на признании общественного мнения, на единодушии подданных, на благополучии подданных; и при таких условиях, завершая своё послание, Фотий выразил желание, чтобы Борис был готов к великим подвигам, доблестно охранил своё достояние, стремясь быть не только образцом в своём народе, но и назиданием роду человеческому.....Когда на соборе в Константинополе легаты папские и апокрисиарии византийские, в присутствии посланников болгарских, препирались о том, римские или византийские будут духовные дети Иллирика, - тогда из глубины Болгарии пронёсся в ответ всенародный голос - не римские и не византийские, но славянские. Этот голос вещал, что роковое слово Бориса-Михаила было произнесено: славянская православная церковь, славянское богослужение, - вот это заветное слово, которым ознаменовался 870 год.
...Известно, что когда на юге решался спор о зависимости Иллирика, на севере, в Моравии, происходила не на живот, а насмерть борьба за славянское богослужение. Великий апостол славян Мефодий, архиепископ Моравский, едва выдерживал притязания, которыми во имя папства преследовали его немецкие соперники-епископы. Наконец, он скончался (в 885 году), но не окончились гонения на его память и на его учеников. Под угрозами маджар (венгров), великое дело славянского богослужения рушилось в Моравии. Преследуемые ученики Мефодия были изгнаны; гонимые, скитаясь, они достигли, наконец, земель болгарских. Там их встретил радушный привет Бориса-Михаила... Кто не знает, что трудами Климента, Горазда, Наума и прочих, изгнанных из Моравии учеников Мефодия славянское богослужение упрочилось в землях болгарских».
Подобно другим славянофилам Григорович считал, что «идея, раз заронившись в душу народа, не даёт ему потеряться среди превратностей и, воскресая, воскрешает собою его энергию». Общей для всей истории Болгарии Григорович считал «мысль народности, основанной на славянском богослужении». Григорович призывает болгар не поддаваться на «двусмысленную заботливость» Рима и соблазн «туркофильской цивилизации» (подразумевая «покровительство» Великобритании и Германии христианам Балкан после 1856 г.).
Херсонские Епархиальные Ведомости, 1 июня 1870 года. С. 407-413.

Одесса - Русская Голгофа, "Виртуальный музей панславизма", Новороссия

Previous post Next post
Up