Aug 16, 2016 13:33
Николай Петрович Аксаков разрабатывал концепцию «Славянского Исторического Общества» в Москве, при этом он отрицательно относился к идее ограничить задачи Общества лишь благотворительностью. «Мы ставим существенною задачею будущего Общества выработку славянского исторического и политического идеала через уяснение и утверждение славянского сознания». При этом благотворительные задачи не устранялись из поля зрения, они фактически дублировали уже существовавшие направления деятельности реальных Славянских обществ: устройство школ, библиотек, и т.п. Аксаков планировал также создание в Москве славянской библиотеки и устройство народных бесед «для уяснения славянского самосознания и в низших слоях русского народа». При этом Славянское Историческое общество должно было стать своего рода мозговым центром боле крупной и всеобъемлющей организации - Славянского Братства, которое должно было охватывать все славянские земли. Отделения Братства за рубежом «споспешествуют изучению русского языка в своём районе, как общего языка для всех славян» (Всеславянство. С. 186-189).
Любопытно отметить, что идея распространения русского языка как общеславянского сближала Аксакова с Иваном Петровичем Корниловым, представлявшим второе поколение славянофилов (Корнилов И.П. Задачи русского просвещения в его прошлом и настоящем. СПБ. 1902, с. 389).
Все проекты общероссийского или общеславянского просветительского общества, сформулированные в разное время В.И.Ламанским, Д. Н. Блудовым, Н.П.Аксаковым, А.А.Боголюбовым, И.П.Корниловым, В. М. Бехтеревым имели множество общих черт. Например, все эти проекты предполагали создание новых элементов образовательной системы: школ, кружков, публичных чтений. Только в начале XX века акцент сместился с репродуктивно-текстовых методов усвоения общеславянского самосознания на методы, связанные с наглядностью и физическим воспитанием (сокольские общины - единственный по-настоящему всеславянский педагогический проект, воплощённый в жизнь).
К сожалению, политика Австро-Венгрии, душившей славянские просветительские общества, делала проект Н.П. Аксакова, как и остальные подобные, нереализуемым.
Славянские Матицы