Парадокс прошедших парламентских выборов в Сербии заключается в том, что партия Александра Вучича - прогрессисты - показав крупный результат, не сможет спокойно сформировать однопартийное правительство. Дело в том, что в парламент вошли 7 партий и коалиций, а такое большое число фракций в целом снижает количество парламентских кресел для партии-победительницы. При этом 4 субъекта из вошедших находятся в жёсткой оппозиции по отношению к Прогрессивной партии. Так что, судя по всему, Вучичу опять придётся приглашать Дачича для консультаций - если не по составу правительства, то по принципиальным законопроектам.
Кроме того, для расширения электоральной базы Вучич приглашал в списки СНС людей с противоположными политическими убеждениями, что впоследствии может сказаться на целостности фракции. Весьма вероятен сценарий, согласно которому большинство СНС сократится до двух-трёх голосов, после чего Вучич снова встанет перед дилеммой досрочных выборов.
К тому же, расширение ЕС сейчас невозможно, поэтому Вучич будет вынужден решать прежде всего внутриполитические проблемы.
Надо отдать должное правящей группировке - она немало потрудилась над созданием "супер-ррусских" партий-спойлеров, которые должны были "утопить" Радикальную партию. Однако, этого не произошло. Если право-консервативной формации "Двери" потребовалась организационная структура Демпартии Сербии, благодаря которой клубу интеллектуалов-традиционалистов удалось (с третьего раза) войти в Скупщину, то для радикалов роль локомотива сыграл единолично Воислав Шешель. Он смог мобилизовать тот минимум поддержки, который всегда был у радикалов во время его, Шешеля, непосредственного руководства партией. Результат нынешних выборов немногим отличается для СРС от результата выборов 23 декабря нст 2000 года. Шешель вновь формирует вокруг себя "старую гвардию", которая была верна ему в течение 14 лет (до 2003 года), а затем, без хозяйского присмотра, ослабила бдительность и утратила позиции.
Если смотреть на итоги выборов с точки зрения "революционного процесса" 2000 года, то сторонники безальтернативного прозападного курса могут разочароваться. Лагерь "демократических революционеров" раздроблен, их партии проходят в парламент только за счёт неславянских меньшинств. Сербы давно поняли, что 2000 год не привёл к лучшей жизни. Нынешние высшие функционеры элиты - Николич, Вучич, Дачич - в 2000 году были в антиреволюционном лагере.
Если бы России удалось предотвратить раскол в СРС и формирование напредняцкой партии, Сербией сейчас правили бы соратники Шешеля. Но США тогда, в 2011-2012 годах, нас переиграли.
Зато теперь Вучич немного переиграл себя сам. Движение "Хватит с нас" популиста-бизнесмена Саши Радуловича, судя по динамике подсчёта голосов, "отщипнуло" у напредняков те заветные доли процента, которых не хватило до половины всех голосов избирателей, пришедших на участки. Бывает и такое - партия-спойлер оборачивается против своих создателей.
А.П.
Дополнение:
Распределение мест в Скупщине Сербии:
SNS - 131
DS - 16
SPS - 30
SRS - 21
DVERI - DSS 13
SVM - 4
LDP-LSV-SDS - 13
BDZ Sandžak - 2
SDA - 2
DJB - 16
Partija Pokret za demokratsko delovanje - 1
Zelena stranka - 1
http://www.novosti.rs/vesti/naslovna/politika/aktuelno.289.html:602288-UZIVO-RIK-974-odsto-mesta-SNS-osvojio-131-mandat Итак, у напредняков всего на 6 голосов больше, чем нужно для формирования правительства.
Нестабильность режима практически гарантирована.