Святородная лоза Осоргиных.
Архиепископ Сербский Данило, составивший биографии представителей династии Неманичей сравнил их род с виноградной лозой, усыпанной драгоценными гроздьями.
Этот Евангельский образ, обозначаещий преемственность святости из поколения в поколение, применим и к русскому роду Осоргиных.
У истоков его стоит праведная Иулиания Лазаревская,в замужестве Осорьина, дочь дворянина, служившего при Св. Благоверном царе Иоанне Грозном.
"Блаженная Иулиания жила с мужем мирно и тихо не мало лет, и Господь послал ей десять сыновей и три дочери. Из них четыре сына и две дочери умерли еще в младенческом возрасте. Остальных она вырастила и радовалась на детей своих. Но враг рода человеческого сеял вражду между взрослыми детьми и слугами блаженной, не смотря на все желание ее примерить враждующих. И вот старший ее сын был даже убит рабом; вскоре на царской службе убили и другого ее сына. Горько было материнскому сердцу Иулиании переносить эти скорби, но она не вопила, не рвала волос на голове, как делали тогда другие женщины: непрестанная молитва и милостыня подкрепляли ее силы. Скорбел и отец о потере детей, но блаженная утешала его. Под влиянием семейного горя, Иулиания стала просить мужа отпустить ее в монастырь, и даже заявила, что уйдет тайком, но Георгий указал ей на прекрасные слова Косьмы пресвитера8 и других учительных отцов: «не спасут нас ризы черные, если живем не по-монашески, и не погубят ризы белые, если творим Богу угодное. Если кто уходит в монастырь, не желая заботиться о детях, - не любви Божией ищет, а покоя. Дети ж, осиротевши, часто плачутся и клянут родителей, говоря: «зачем, родивши нас, оставили на беду и страдания? Если велено кормить чужих сирот, следует и своих не морить». Муж праведной Иулиании, человек грамотный, читал ей и другие места из духовных писателей, пока не убедил ее, и она сказала:
- Да будет воля Господня!
После этого супруги стали жить как брат с сестрою: муж спал не прежней постели, а жена с вечера ложилась на печи, подкладывая себе вместо постели дрова ребрами вверх, а под бок железные ключи. Так она погружалась в сон на час или на два. Когда все в доме затихало, блаженная Иулиания вставала на молитву и проводила в ней часто целые ночи, а по утрам отправлялась в храм к заутрене и обедне. Из церкви милостивая Иулиания приходила в дом и занималась хозяйством. По понедельникам и средам блаженная вкушала один раз, по пятницам совсем не принимала пищи и удалялась в отдельную комнату на молитву, устроив у себя дома подобие монастырского затвора. Она позволяла себе выпить одну чашу вина только по субботам, когда кормила духовенство, вдов, сирот и нищих.
Через 10 лет по прекращении супружеской жизни умер муж Иулиании. Похоронив и помянув его по обычаю, как свекра со свекровью, милостивая Иулиания вся отдалась служению Богу и ближним. Так как дети сильно горевали об отце, то она, утешая их, говорила:
- Не скорбите, чада мои! Смерть отца вашего - назидание нам, грешным; видя ее и постоянно ожидая для себя кончины, будьте добродетельны, больше всего любите друг друга и творите милостыню.
Не словами только поучала других блаженная Иулиания; она старалась и жизнью подражать великим христианским подвижницам, святым женам, о которых читали ей муж и грамотные люди. В свободные от домашних забот минуты, блаженная Иулиания становилась на молитву, усиленно постилась. Но больше всего заботилась она о делах милосердия. Часто у нее не оставалось ни одной монеты для раздачи нищим; тогда она брала взаймы и оделяла бедняков. По зимам она брала у детей деньги себе на одежду, но все раздавала бедным, сама же ходила без теплой одежды и в сапогах на босу ногу. Чтобы подвизаться для Господа и, чувствуя боль, сильнее пламенеть молитвою к Богу, Подателю радости и утешения, она под свои босые ноги в сапог подкладывала битые черепки и ореховую скорлупу и так ходила по дому".
http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=2&s=14&id=35 Иулиания была современницей начала Великой Смуты, в годы голода истощила всё своё имущество, чтобы спасти нищих и больных от смерти. Праведность её унаследовали многочисленные потомки, её дочь Феодосия является местночтимой Муромской святой. Сын же Каллистрат - автор жития Иулиании.
В 1614 году были открыты нетленные мощи праведницы и слава ея разлилась по всей Руси. И умножился в веках род её, по прозванию Осорьины или Осоргины.
В XVIII веке была обретена чудотворная икона Святой Иулиании.
В XIX столетии о праведнице писали историки Фёдор Буслаев и Василий Ключевский. А в селе Сергиевском Калужской губернии потомки её основали очаг православного просвещения.
В 1806-1810 годах по почину помещицы Марии Кар, (скончавшейся в монашестве в 1833 году) был возведён Покровский собор с приделами Сергия Радонежского и Василия Парийского. В 1843 году имение фон Кар приобрёл штабс-капитан и кавалер Осоргин. В руках Осоргиных Сергиевское оставалось до 1918 года.
Михаил Михайлович Осоргин (1861 - 1939) в 1887 году стал ктитором церкви, а 2 сентября 1894 года он возглавил Братство Праведной Иулиании «для вспоможения беднейшим жителям». В 1904 году он пожертвовал в собор полное священническое облачение, а в 1913 году ( по другим данным - в 1916) по благословению Святейшего Синода в Сергиевское была доставлена частица мощей Святой Иулиании.
Михаил Михайлович создал в подопечных сёлах сеть школ и больниц для крестьян, а также церковный и народный хор. По примеру Сергия Рачинского он преподавал в церковно-приходской школе. Хозяин Сергиевского имел особое благословение от Святейшего Синода на проповедничество.
В 1918 году больницы и школы были разгромлены, большевики вынудили Осоргиных уехать из имения, но господский дом оставался в целости и сохранности до 1 мая 1923 года, когда произошёл пожар.
В 1930 году на кресте собора попытались водрузить красный флаг, но местные жители ночью сорвали его. В 1932 году церковь была закрыта, её защитники отправлены в ссылку.
В те же 1930 е годы мощи Св. Иулиании были отобраны у Церкви и переданы в музей (ныне возвращены).
В 1950-е годы алкоголик Фомичёв за бутылку свалил трактором церковное здание в Сергиевском, а колокольня сохранилась до наших дней.
Михаил Осоргин в эмиграции оказался во Франции, в 1931 году был рукоположен во священники по благословению Митрополита Евлогия (Георгиевского).
"В 1931 году Mихаил Михайлович Осоргин чудом вывез своих детей и внуков в Париж. Всего уехало 13 человек. К тому моменту один из сыновей уже был расстрелян, и с его семьей уехала его вдова с детьми. Муж дочери Ульяны, Сергей Дмитриевич Самарин, умер. И она, Ульяна Михайловна Самарина, после длительных колебаний, с пятью маленькими детьми решилась тоже уехать с отцом и матерью. Сегодня ее сын Михаил Сергеевич Самарин живет в Женеве, дочь Ульяна Сергеевна - в Париже. Они поделились с нами своими воспоминаниями, а что-то рассказывали со слов своих близких.
- Ульяна Сергеевна, расскажите, что вы помните?
Мне было три года, и мне многое рассказывали. Все наши ужасно, отчаянно тосковали по России. Мы приехали во Францию, и там прошло все наше детство. Нас ехало тринадцать человек. Нам позволили выехать в 31-м году, когда уже никого не отпускали: это был счастливый случай и помощь жены Горького - Екатерины Петровны. Она очень много помогала, как тогда говорили, «бывшим людям».
Мы выехали официально, с паспортами. Семь раз просили разрешения, и нам семь раз отказывали, на восьмой почему-то дали.
Тетя Мария (Марья Михайловна Осоргина) была в ссылке, она сидела в тюрьме, но ее выпустили, что называлось, «минус шесть» - это значит, что в шести городах Советского Союза она не имела права жить. Она должна была расписываться каждую неделю. Она жили в Малоярославце. В это время все остальные добивались паспорта для выезда за границу. Мария Михайловна чудом тоже получила паспорт.
Для заграничного паспорта матери сделали фотографию ее и всех нас, детей. У нас сохранилось две таких фотографии, на одной даже видна дырка на моем чулке, а на второй мне ее прикрыли. Удивительно, но все, кто выезжал тогда, делали это нелегально, а мы выехали совершенно официально.
- Как началась ваша жизнь в Париже?
Эмиграция нашей семьи началась здесь, в Париже. Когда мы приехали, 13 человек, то нас, конечно, никто не мог принять. Нас просто разместили по разным семьям родственников. И мы собрались только через год или два. И мой дедушка повсюду ходил и искал, чтобы снять дом и всех собрать. Ему показывали: «Вот тут кабинет, вот - гостиная», а он говорил: «Мне нужны спальни!»
- Вам удалось что-то привезти из России?
Нет, денег не было совершенно. Родственники помогали, а, кроме того, еще до отъезда пришлось работать и в России. Все давали уроки: дедушка преподавал математику, сестры матери - музыку, языки. Приехав во Францию, они продолжали работать. Мой дедушка принял священство. Мы приехали в мае, а в конце года его уже посвятили в священники, и он получил приход. В России он был вице-губернатором в Харькове и губернатором в Гродно и в Туле. В своих записках он пишет, что подал в отставку незадолго до революции, так как не мог в одночасье сменить свои убеждения и подписать, как полагалось, губернатору смертный приговор.
Когда наконец он нашел дом под Парижем, он попытался нас собрать. И все комнаты и гостиные в нашем доме превратились в спальни. Жили все вместе, и все друг другу помогали - семья- не семья. Всем было одинаково тяжело. Моя мать приехала с дипломом сестры милосердия, но во Франции ее образование не признавали, и она работала просто ночной сиделкой.
Нам всем выдали нансеновские паспорта. Они не давали полных прав и не давали гражданства. Эти паспорта называются нансеновскими, потому что Нансен придумал давать такие паспорта апатридам - людям «без родины».
Много позднее, в 70-м году, у меня все еще был такой паспорт, и я решила поехать в Россию. Я получила в префектуре выездную французскую визу и потом в советском посольстве - советскую визу. Тогда это была просто бумажка, которая вставлялась в паспорт, и там было написано «лицо без гражданства». Это была туристическая поездка в Москву и Ленинград.
В 31-м году, когда мы выехали, мне было 3 года отроду, и я почти ничего не помнила. В Москве у меня были родственники, и они меня встретили. Наверное, это было опасно для них. Потом я уехала в Ленинград, там сама ходила, смотрела и сделала вещь, которая, как потом выяснилось, была запрещена - мне нельзя было удаляться от Москвы или Ленинграда далее чем на 40 километров. Я гуляла около Эрмитажа, и вдруг вижу, женщина с маленьким складным столиком что-то продает - это были билеты на рейс по Неве, в Кронштадт и обратно. На следующее утро я встала очень рано, не позавтракала, пришла туда, а там выяснилось, что на пароходе тоже не кормят. Но, спасибо русскому народу, через полчаса появились хлеб и колбаса..."
(
http://www.ladies-info.com/pages/is13/potomki.htm)
Антонина Михайловна Осоргина (1900-1985) в 1971 году приняла постриг в обители Покрова Божией Матери в Бюсси-ан-От на юге Франции. По словам историка Александра Стрижева, она вела неутомимую работу по созданию школы русского языка в Бюсси, так же она издавала воспоминания о жизни Дивеевского монастыря.
Матушка Серафима была учительницей протоиерея Саввы Михаилидиса, который сейчас занимается восстановлением церкви в Сергиевском.
Михаил Михайлович Осоргин-младший родился 30 июня 1887 г. в имении Сергиевское Калужской губернии и уезда. Сын губернатора, впоследствии протоиерея Михаила Осоргина. В детстве прислуживал в алтаре сельской церкви Покрова Божией Матери, был чтецом в церкви и пел в церковном хоре. Окончил юридический факультет Московского университета (1910). Воевал. Эмигрировал в Константинополь, затем переехал в г. Баден-Баден (Германия). Служил псаломщиком и регентом православной церкви в Баден-Бадене. В 1924 г. (по другим сведениям, в 1923 г.), по предложению митрополита Евлогия, переехал в Париж, где занялся организацией нового Свято-Сергиевского православного прихода на улице Криме. Член учредительного комитета Свято-Сергиевского подворья. Освящение главного придела храма состоялось 1 марта 1925 г. В мае 1925 г. на территории этого прихода были созданы Свято-Сергиевское подворье и Свято-Сергиевский богословский институт. М. М. Осоргин стал управляющим Подворья и преподавал в Институте практическую литургику и церковный устав (1930-1947). Им были основаны курсы псаломщиков, издано краткое изложение порядка церковных служб. Псаломщик и регент хора Свято-Сергиевского подворья. Вместе с епископом Вениамином (Федченковым) ввел на Подворье стиль пения, соответствующий монастырскому уставу. Был ревностным приверженцем старинных русских церковных распевов, выполнив ряд их обработок. С целью сбора средств на устройство храма церковный хор под управлением М. М. Осоргина давал концерты, в которых кроме традиционных песнопений использовал также собственные обработки церковных песнопений, а также обработки А. К. Глазунова, Н. Н. Черепнина, А. Т. Гречанинова и др. композиторов. Скончался 16/29 октября 1950 г. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.
(
http://zarubezhje.narod.ru/mp/o_007.htm)
Георгий Михайлович Осоргин (1893-1929) служил в лейб-гвардии Конно-Гренадерском полку, в 1915 году награждён за спасение солдат из-под вражеского обстрела орденом Святого Владимира. После февраля 1917 года остался верен присяге, в 1918 году участвовал в попытках спасти Царскую Семью из заточения.
Из России уехать отказался, был арестован 6 марта 1925 года и отправлен в Соловецкий лагерь. В январе 1929 года доставил Святые Дары тяжко болящему Архиепископу Воронежскому Петру, за что был посажен в карцер. В том же году расстрелян.
Его сын, протоиерей Михаил Осоргин дожил до наших дней.
Подробнее см.:
http://melnyasha.livejournal.com/7719.html По материалам фильма "Лепта вдовы" и радиопрограмммы "Благовещение".