Оригинал взят у
propowednik_ag в
post28.03.1999 4-я Пассия.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Готовясь достойно пережить Страстную седмицу и достойно встретить светлый день Христова Воскресенья, мы уже четвертый воскресный день внимательно слушаем евангельское повествование о страданиях Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа.
Безмерно глубоко содержание этих повествований, потому что говорится там не столько о тех событиях, которые были, когда Богочеловек Спаситель мира Господь наш Иисус Христос Своими страданиями на Кресте искупал наши грехи, сколько раскрывается огромный духовный смысл этих страданий, духовный смысл этих событий для каждой верующей души. Потому что не надо нам с вами думать, что слова, которые обращал Господь к Своим ученикам, сказаны только им - этим ученикам-апостолам. - Нет! Эти слова сказаны нам с вами. Не надо думать, что тот выбор, который стоял перед Пилатом, который стоял перед архиереями и книжниками, который стоял перед фарисеями, тот выбор, который стоял перед всем народом, бывшим на суде Пилата - не надо думать, что это относится только к тем людям, которые жили тогда. - Нет! Это относится и к нам с вами в первую очередь. Потому что и мы с вами делаем такой же выбор.
Действительно, легко это проверить, приложив евангельские слова к своей жизни, к своим чувствам. Мы называем себя христианами, мы говорим о том, и порой с некой гордостью и превосходством над другими, что другие - безбожники, что они не знают Бога, а мы - христиане, последователи Христа. Но послушаем, что сказал Спаситель Своим ученикам: "Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин. 13,35). - Слова, проникающие в самую совесть нашу!
Мы дерзаем называть себя учениками Христовыми, а любви друг ко другу не имеем. Нам трудно сделать что-то даже для близкого человека. Нам трудно переломить свою гордость и простить обиды. Мы бываем злопамятны, и долго-долго помним даже самые мелочные события, которые как-то уязвили наше самолюбие. Нам трудно делать что-то для другого бескорыстно. Нам жалко помогать кому-то. Не только денег своих жалко, порой не в этом дело, нам жалко своего времени, а самое главное нам жалко свои душевные силы потратить на другого человека.
"Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою"... Конечно, каждый человек должен стремиться увидеть свое сердце и обратить внимание, как мы далеко стоим от этой меры Христова совершенства. Сколько у нас бывает гнева и озлобления, сколько черствости в наших душах!
Мы предстоим Кресту Христову. Каждое слово Святого Евангелия, каждое слово молитв православных подвигает нашу душу к раскаянию, к усиленной молитве о том, чтобы Спаситель мира дал нам сил действительно последовать за Ним. Если мы будем хвалиться, что да, мы будем следовать за Тобой, Господи, мы не будем от Тебя никогда отрекаться не только словами, но делами, и поступками - тут нам важно услышать пример ученика Христова апостола Петра, который также хвалился, но не успел петух пропеть, как трижды отрекся от Христа. Устрашившись, собственно говоря, людей, которые узнали его и которые ничего бы ему не сделали - это были рабы, слуги, какое их было дело, они бы не побежали никуда доносить - но страх человеческий оказался больше страха Божия, и апостол отрекается от Христа. Как знакомо это нам в нашей жизни, когда мы под давлением жизненных обстоятельств, не то, чтобы кто-нибудь ведет нас на расстрел, как это было с новомучениками, не то, чтобы кто-то нас лишает почета или работы, как это было лет двадцать назад, нет, а просто так действует на нас дух мира безбожного, что, даже не замечая этого, мы отрекаемся от Христа в своих поступках, которые соответствуют поступкам безбожного мира, в своих мыслях, и желаниях, и стремлениях, которые тоже соответствуют мыслям, желаниям, и стремлениям этого безбожного мира.
Воистину, как глубоко евангельское слово! В нем, как в зеркале, мы можем увидеть все наши собственные грехи и недостатки. Или вот, когда Господь предстоит перед Пилатом. Пилат изучает - есть ли какая вина у Христа. Он не может понять, в чем Его обвиняют. Он слышал о том, что у евреев есть древнее пророчество, что придет царь, который даст им новое царство. Действительно, пророки говорили о пришествии Христа. Действительно, пророки говорили о том, что пришедший Христос откроет перед людьми новое Царство, это как раз то новое Царство, о котором вы сегодня слышали в Евангелии, когда Господь сказал: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга" (Ин. 13, 34). Это Царство, которое Господь принес в души человеческие, Царство Божие, в котором человек может пребывать вместе с Богом, получать от Него силы на все добрые дела в земной жизни и иметь вечную радость с Господом.
И вот, когда Пилат спрашивает о том, является ли царем Христос, спрашивает у ученых людей - книжников, фарисеев, первосвященников - они, читавшие пророков и ожидавшие царя-освободителя, ожидавшие, что исполняться эти пророчества, тоже отрекаются. И более того, когда на выбор им предлагают: кого освободить - Христа или разбойника Варраву, который был известен тем, что поднимал народ на мятеж против римских властей, - они выбирают Варраву. Они выбирают внешнее царство. Не то духовное, которое в душе надо приобретать, а внешнее, думая, что силой оружия можно установить справедливый порядок и справедливое царство в мире.
Такой выбор стоит и перед каждым из нас, братья и сестры, в этой жизни. На что мы чаще уповаем и чего мы больше всего ищем? На самом деле ищем ли мы Царства Божия, которое в душе нашей будет пребывать, или мы ищем внешнего благополучия, внешнего переустройства мира?
И когда Пилат спрашивает: Неужели я распну вашего царя? - Первосвященники-архиереи отрекаются от самой священной своей идеи. Они говорят: Нет у нас никакого царя, кроме кесаря! - А кесарь ведь это был языческий император! Вот так они легко преклоняют свою голову перед безбожной идеей. И конечно, когда мы на свою жизнь посмотрим, мы увидим, какой мы выбор в жизни делаем и кого мы выбираем: Христа ли с Его Царством или Варавву и отрекаемся от Царства Божьего. Когда мы так взглянем на свою душу, нам, конечно, станет больно, прискорбно и печально. Но ведь именно для этого Святая Церковь и предлагает нам евангельские слова, именно для этого Святая Церковь зовет нас к покаянию, ибо покаяние с этого и начинается: увидеть свои недостатки, увидеть свои грехи, увидеть свое недостоинство, а это - самое трудное!
И вот сейчас, стоя перед Крестом Христовым, будем просить у Него, Спасителя нашего, чтобы Он помог нам пройти путь покаяния. Чтобы мы, увидев свои грехи, стремились исправить их. Для этого ведь, именно для этого Христос и пришел на землю, чтобы помочь нам, чтобы нас грешных спасти, чтобы ни один из нас, верующих не погиб, но имел бы жизнь вечную. Аминь.