Фрагмент моего доклада на секции Всемирного Русского Народного Собора 17 (30) октября 2013 г.

Oct 31, 2013 13:11

По просьбе участников секции.
К. и. н. Поповкин А.А. , Воронежский Государственный университет.

Традиции семейного воспитания в интеллектуальной элите России и славянских стран - на примере славянофилов и русофилов (сравнительный очерк).

Алоиз Пражак родился в 1820 году в семье владельца кожевенного завода, потомка переселенца из Хорватии. Семья, в которой рос Алоиз, была многодетной, однако, из-за гибели старшего брата-студента, Алоиз остался единственным наследником мужского пола. С детства он отличался замкнутостью и склонностью к романтическим мечтаниям, напоминая этим Константина Аксакова. Впрочем, романтические увлечения не помешали ему получить блестящее юридическое образование и стать одним из самых популярных адвокатов в Богемии. Демократические и революционные идеи остались чуждыми для Пражака, он избрал путь следования Кирилло-Мефодиевской идее, войдя в число учредителей «Национального Объединения святых Кирилла и Мефодия» в Брно в 1852 году. В 1868 году Пражак наряду с самыми уважаемыми людьми Чехии и Моравии участвовал в закладке национального театра. Барон Пражак был другом и единомышленником М.П.Погодина и русских славянофилов в целом.
Биографы Пражака пишут о том, что чешский язык мог изучаться им только в семье, поскольку ни одной полноценной школы с обучением на чешском в Моравии тогда не было. Своим детям барон и депутат провинциального сейма намеренно дал вызывающие по выразительности имена: Владимир и Ярослав в честь русских князей и Отокар - в честь чешского короля.
Своему сыну Отокару пан Алоиз передал задачу расширения национальных школ в Моравии (8). Сам Отокар учился уже в славянской гимназии в Брно.
Значение семейного воспитания для двух поколений Пражаков - русофилов, трудно переоценить. Для старшего Пражака семья оказалась единственным островком национального самосознания в немецком море. Для Отокара семья была крепостью, защищавшей славянофильские и русофильские убеждения (9). Через 7 лет после смерти Алоиза Пражака его сын участвовал в подготовке созыва Славянского съезда в Праге - вместе с младшим поколением потомков славянофильского кружка России.
Какой урок мы можем извлечь из этих биографических данных в рамках исследования истории семейного воспитания в славянских странах?
На наш взгляд, опыт Пражаков может быть истолкован в двойном ключе. С одной стороны институт семьи оказался незаменим в деле передачи национального самосознания и славянских идеалов. С другой стороны, Отокар Пражак, справедливо считал семейное воспитание необходимым, но крайне недостаточным, для формирования полноценного «властенца» - патриота. По его обоснованному мнению, центром образования и воспитания должна была стать национальная гимназия. В этом он был солидарен со словаком Вильямом Паулины-Тотом и русским славянофилом Иваном Киреевским.
На практике, в связи с дороговизной содержания гимназий и политическими запретами со стороны австро-венгерской администрации, центрами славянского воспитания и образования стали разнообразные «Славянские Беседы», распространившиеся от Болгарии до Чехии в 1870-1890 гг., а так же «Русские Кружки», покрывшие густой сетью пространство от Альп до Дуная. Весной 1889 года такой кружок возник в городе Голешов в Моравии. Председателем был избран доктор Йозеф Барвич, директор первого в Брно чешско-моравского книжного магазина (до этого были только немецкие) (10). Как отмечал корреспондент венской газеты, большую часть ревнителей кружка составили жёны и дочери моравских мещан и богатых крестьян, таким образом кружок имел самое непосредственное отношение к семейному воспитанию. Для сравнения, можно упомянуть о возникшем несколько позже русском кружке в Любляне, под председательством доктора Енко. Его дочь, первая женщина дипломированный врач в Словении Элеонора Енко-Гройер, была убеждённой русофилкой, из чего можно заключить, что дело русского кружка было для доктора Енко не только общественным, но и семейным (11). Славянская молодёжь с удовольствием записывалась на курсы русского языка. 3 марта 1889 года в помещении редакции газеты «Кромержижке Новине» состоялся первый урок русского языка, который привлёк такую массу желающих принять участие в ознакомлении с русским языком, что помещение редакции едва в состоянии было вместить всех (12).
Центром притяжения для русофильски настроенных представителей балканских элит в 1868-1913 гг. был подчинявшийся Министерству народного просвещения России Мариинский институт в Цетинье, который современные черногорские историки сравнивают с Сорбонной.
В 1890 году в Мариинском женском институте воспитывались 6 девочек «из древнейших и богатейших сербских фамилий вне Черногории»: две из Мостара, по одной из Задара, Дрниша, Дубровника и Рисна (13). В 1888 - 1913 годах Институт закончили 252 девушки из Черногории, Сербии, России, Австро-Венгрии, Албании.

8. Hasilík Z . Čestné občanství města Podivína. JUDr. Otakar baron Pražák. //Podivínský zpravodaj. - BŘEZEN 2009. - C. 9.
9. Neužil M. Memoiren von Dr. Alois Pražák. Eine stilistische Analyse. Bakalářská diplomová práce. Vedoucí práce: PhDr. Zdeněk Mareček, Ph.D. Praha. 2012 С. 11-15.
10. Судьба русского кружка в Голешове, в Моравии // Славянские известия - 1889 - №52 С. 1206.
11. Eleonora Jenko Groyer (1879-1959). Prva slovenska zdravnica /Pozabljena polovica: portreti žensk 19. in 20. stoletja na Slovenskem. Ur. Alenka Šelih. Ljubljana: Tuma in SAZU, 2007. S.162-163
12. Первый урок русского языка // Славянские известия - 1889- №16. С 408
13. Женский институт в Цетинье // Славянские известия. - 1890. - №50. С. 884

Славянское Благотворительное общество, Великая Моравия, панславизм, Всемирный Русский Народный Собор, Личное

Previous post Next post
Up