В предпоследний день нашего путешествия направились мы из милейшего белградского хостеля «Каптаин» в Воеводину - северо-западную область Сербии. Главная наша цель - монастыри на Фрушка-горе (их много, в районе пятнадцати, но мы решили ограничиться четырьмя). После них - день и вечер прогулки по одному из красивейших городов Сербии Нови Саду.
В 8 часов утра отправляется от автобусной станции Белграда местный рейсовый автобус в Руму (час езды) - садитесь на него, не берите такси в Белграде или Нови Саде: это очень дорого вам обойдется. В Руме договаривайтесь с таксистом (к сожалению, монастыри Фрушка-горы далековато друг от друга расположены, тропы через холмы не найти, и мысль о пеших прогулках даже нам, любителям таковых, пришлось оставить). Нас с удовольствием взяли за 70 евро в монастыри Ново и Старо Хопово (в 3-х км друг от друга), Гргетег, Крушедол и Великую Рамету, оттуда в центр Нови Сада. Думаю, ещё за 10 евро вас отвезут по пути и в Врдник, и в какой-то ещё (забыла), но мы подумали: хватит и так. Кстати, о такси в Сербии: цены на бензин довольно высоки, но такси сравнительно недорогое. Думаю, это связано с особым тарифом для таксистов, возможно, и с дешевизной человеческого труда.
Итак, возникли фрушгорские монастыри во второй половине 15 века, в то время, когда вся Сербия давно уже стонала под гнётом Османской империи. Расцвет религиозной жизни в Сремской Деспотовине приходится как раз на время общего упадка сербского православия, когда прекратил своё существование Печский Патриархат. В 1500 г. софийский митрополит Калевит постриг в монахи деспота Борчу Бранковича под именем Максим. Одновременно с этим была основана и Сремская епархия с центром в монастыре Крушедол (позже резиденция епископа была перенесена в Хопово). Однако полусамостоятельной Сремская епархия была недолго: после захвата Срема турками в 1526 г. она была присоединена к Белградской митрополии.
Ново-Хопово произвело на нас приятнейшее впечатление: очень красивая церковь святого Николая (построена в 1576 году), её архитектура продолжает традиции моравской школы (14-15 века), равно как и живопись первой половины 17 века.
Храм в Старо-Хопово недавно отреставрировали и только что расписали. Храм чрезвычайно мил, но фрески … я не стала бы их критиковать, они в общем-то неплохи, в национальных традициях: монументальны, даже слишком, учитывая крохотные размеры храма.
В монастыре с трудновыговариваемым названием Гргетег (наш водитель справлялся с этим звукосочетанием легко) похоронен Вук Гргурович, известный в народных песнях как Огненный Волк. С 1526 по 1918 года Воеводина - часть Венгерского королевства, и архитектурный облик городов и храмов Фрушка-горы, возведенных и перестроенных в этот период, сформировался под влиянием барочной габсбургской традиции. Так и монастырь Гргетаг и внешне, и внутренне напоминает храмы Центральной и Западной Европы.
Красиво, конечно, но очень уж знакомо. Интересно, что в городах Воеводины, которые мы проезжали, совершеннейшие костелы на проверку оказывались православными храмами.
Чудесный белоснежный Крушедол удивил нас нежными барочными формами.
Благовещенская церковь построена в 1509-1516 гг. как усыпальница семьи Бранкович на средства Максима Бранковича, сына сербского деспота Стефана Лазаревича.
Крушедол - задужбина святой Ангелины Сербской или матери Ангелины, как называли её соотечественники. Ангелина - дочь албанского православного князя (повсеместно албанцы приняли ислам позднее, ассимилируясь с турками). При дворе своего отца увидела она незрячего сербского князя Стефана Бранковича, узнала, что ослеплён он был турками ещё в детстве вместе с братом, затем какое-то время княжил и был изгнан теми же турками из страны. Ангелина вышла замуж за Стефана и родила ему четверых детей. Турки изгнали семью из родного дома, наступили годы скитаний. По пути в Италию умер Стефан, а мать с детьми оказалась, как теперь говорят, без средств к существованию. В конце концов её приютил венгерский князь и дал город, в котором она жила с сыновьями Иоанном (до его смерти) и Максимом (тем самым) - иноком, затем архиепископом Сремским. Вернулась Ангелина с Максимом, нетленными мощами Стефана и телом Иоанна в Сербию, основала храм Благовещенья Пресвятой Богородицы в Крушедоле. Умерла в другом монастыре, неподалеку, но мощи её, оказавшиеся нетленными, были перенесены в Крушедол и похоронены в одной раке с телом сына Иоанна. Рядом же стояла рака с мощами святого Максима - второго сына. Но турки и здесь не оставили в покое семью Бранковичей - в начале 18 века разрушили монастырь и сожгли их мощи.
И только в 1804 году поднялось первое серьезное восстание сербов, началась долгая борьба за независимость.
В Великой Ремете продают великое множество сувениров, икон, медов, чаев (не вин, и не самогонов, кстати - эта традиция закончилась на севере страны).
Росписи - современные, но мне совсем, совсем не хотелось их фотографировать. Разговорились ( в силу возможностей) с монахом-изографом. «Да, да, - кивнул. - В России был, Тагильскую мадонну видел». Мы прифигели и как-то усомнились в услышанном: уж больно нетрадиционным показался нам вояж по святым местам России. «Где вы её видели?» «Да, в Нижнем Тагиле, я там месяц жил». Ну да, мы покивали, всё правильно, хороший русский город, мы там тоже бывали.
Большая Ремета мне напомнила большой церковный торговый центр, очень приятный, кстати, наши бы написали: «1000 сувениров из Сербии», «Империя иконок», «Море церковных книг». Потрясли меня четыре здоровенных тома «Добротолюбие» на сербо-хорватском языке. Мы как-то растерялись от такого изобилия и ничего не купили, так за нами выбежал монах и вручил каждой по несколько сувениров даром. Мы были очень тронуты. Безусловно, монастыри Фрушка-горы гораздо более «раскрученные», обжитые, туристические, чем уединённые, сохранившие патриархальный дух обители южных и центральных регионов.