Оригинал взят у
archnadzor в
Можаев о Пожаре Александр Можаев
24 октября, 200 лет назад, москвичи вернулись в сгоревшую
Москву. День освобождения и начала возрождения столицы представляется достойнейшим поводом для Празднования, тогда как годовщину
Бородина, по здравому рассуждению, стоило бы отмечать, а не праздновать. Как сказал один мой коллега, «когда видишь плакаты типа «Бородино. 200 лет Великой Победы», понимаешь, что упустил что-то очень важное».
Пожалуй, стоит оглянуться на два века назад и попытаться ответить на извечный русский вопрос:
«Что это было?!»
Слон ел траву, Наполеон лорнетировал русскую столицу, стоя у касс
музея «Бородинская панорама», коварный Кутузов обходил его филевскими огородами, Ростопчин пускал дым в глаза, русские патриоты пили водку стаканами и выламывали из плетней суковатые дубины народного гнева, брат Мусью пил ведрами шампанское и терял последние остатки совести, а поручик Ржевский тем временем… Ну, это мы и так все знаем: не даром, нет, не даром. Знаем также, что Москва сгорела, и что бусурмане потом об этом пожалели, а мы построили еще одну такую же - ибо нам что пожар, что золотуха, все способствует премного к украшенью.
На самом же деле
события 1812 года волшебны и непостижимы. Умом опыт восемьсот двенадцатого года не измерить, зато его можно почувствовать, взглянув глазами непосредственных участников приключений. И у нас есть такая возможность, благо многие из них оставили воспоминания, записанные ясно, живо и краеведчески достоверно. Свидетелем выступит сама Москва: вот эта улица, вот этот дом, а вот слова потерпевших, привязанные к реальным адресам нашего бывалого города.
далее -->
STRANA.RU